Корбуччи снял много жестких спагетти-вестернов, но известен также и комедиями — например, «Блеф» с Адриано Челентано его рук дело.
Успех «Джанго»
Серджо Корбуччи родился 6 декабря 1927 года в Риме. Свою кинокарьеру он начал с малобюджетных фильмов в жанре пеплум, уже в 1951 году был помощником режиссёра Альдо Вергано. Вскоре Корбуччи снял свою первую картину — «Спасите мою дочь». А после ряда социальных драм он начинает выпускать серию комедий с великими артистами комедии по-итальянски, такими как Тото, Пеппино Де Филиппо, Витторио де Сика, Чиччо Инграссия, Франко Франки.
Первый коммерческий успех к Серджо Корбуччи пришёл в связи с выходом его фильма «Джанго» с Франко Неро в главной роли. Лента была снята в жанре спагетти-вестерна и выделялась среди других фильмов этого направления запредельным для своего времени уровнем жестокости и насилия. Это стало отличительной чертой вестернов Корбуччи, равно как чёрный юмор и налёт социальной критики левого толка, отражавший убеждения режиссёра.
«Эту картину он согласился сделать только по дружбе, получив за работу какие-то смешные деньги, — вспоминала жена режиссера, Нина Корбуччи. — Попросил Серджо об этом его хороший друг Франко Росселлини, который как помощник режиссера уже поработал на съёмках многих фильмов. Продюсер картины Маноло Болоньини хотел снять этот вестерн буквально «за пригоршню долларов». И Маноло с Франко предложили моему мужу поработать почти бесплатно, но зато это позволило бы Серджо как режиссёру стать более известным. Гонорар был настолько мизерным, что я помню, как муж пару раз просыпался ночью в холодном поту и возмущался: «Чего только не сделаешь ради дружбы!»
Даже несмотря на небольшой бюджет, Серджо смог воплотить в сюжете все свои идеи: бредущий по грязи герой Франко Неро, гроб с пулемётом, горы трупов. Этот вестерн очень жестокий и кровавый, в Англии его вообще почти 25 лет было запрещено показывать в кинотеатрах. Но сегодня зритель уже приучен и развращен. «Тот же Квентин Тарантино в своих фильмах показывает гораздо больше крови и его называют гением, — говорила Нина. — Но в отличии от него, в фильмах моего мужа гораздо больше иронии, юмора. Серджо был страстно увлечен этим миром американского фронтира, гражданской войны, мексиканской революции».
Изначально и сюжета как такового не было, его порой приходилось дописывать на ходу. Если придирчиво пересмотреть этот фильм, то можно заметить сцены, сделанные наспех. «Иногда фильмы с небольшим бюджетом удаются гораздо лучше. Это всегда загадка, никогда не знаешь, что в итоге получится. Думаю, мы чувствовали, что это будет необычный фильм и что, возможно, его будет ждать успех, — вспоминала Нина Корбуччи. — Это один из самых известных фильмов в мире. Пазолини мне рассказывал, что видел афиши «Джанго» на фасадах кинотеатров даже в Йемене и Филиппинах, где ему довелось работать на съёмках».
«Вся жизнь Серджо была бесконечной игрой»
Спустя время этот вестерн стал источником вдохновения для Квентина Тарантино, снявшего фильм «Джанго освобожденный». «Для меня Корбуччи — один из величайших режиссеров экшен-фильмов, когда-либо живших на Земле, — заявил тогда Квентин. — И один из главных режиссеров вестернов, я бы даже не стал загонять его в гетто спагетти. Дело даже не только в его режиссерском своеобразии. Он, как и Серджо Леоне, начинал в качестве режиссера вспомогательной группы. Вот почему эти парни так потрясающе умели ставить драки. Но самое потрясающее в фильмах Корбуччи — это его пейзажи. Мало кто снимал пейзаж таким образом, что он полностью соответствовал жестокости, беспощадности его персонажей. Я обожаю дух Дикого Запада, который воссоздал Корбуччи. Рассказать историю в заданных им координатах, воссоздать сегодня мир этого режиссера с его сюрреализмом и изобилием насилия — задача ужасно интересная».
Прежде чем приступить к работе над своим фильмом, Квентин позвонил Нине и спросил, не будет ли она против, если он спустя полвека снимет нового «Джанго». Женщина ответила, что для нее это большая честь и ей будет очень приятно, что имя ее мужа снова будет на экранах: «Я не верю в славу, для меня она никогда не имела такого значения, как для Серджо. А ему всегда это было очень важно, и поэтому я с радостью согласилась на просьбу Тарантино».
С тех пор как Нина познакомилась с Серджо, она присутствовала на съёмках практически всех его картин. Это примерно пятьдесят фильмов, не меньше: «Я работала в его съёмочной группе художником по костюмам. Может, и не была постоянно с ним на площадке, но всегда где-нибудь поблизости. Признаюсь честно, я вечно критиковала моего мужа за то, что он делал. К счастью, он не слушал меня, потому что он был прав! Еще с детства он постоянно придумывал каких-то новых персонажей для своего театра кукол. И это увлечение оставалось с ним всегда. Вся его жизнь была бесконечной игрой. Возможно, в первую очередь Серджо думал о том, как сделать добротный кассовый фильм. Но иногда ему удавалось создать настоящие шедевры кино. Такие, как «Неаполитанский детектив», «Гонорар за предательство», «Великое молчание».
Жан-Луи Трентиньян, который дружил с Корбуччи, отвечал на вопрос о том, почему наравне с сильными работами тот снимает много проходных вещей, примерно так — Серджо был трудоголиком, поэтому он не мог находиться в простое, так что снимал всё, что угодно. Правда, за это его не любила «прогрессивная тусовка» режиссеров, где он слыл за халтурщика. За его комедии Корбуччи обвиняли в буржуазности, его последние фильмы мало воспринимали всерьез. Умер Серджо Корбуччи 1 декабря 1990 года в Риме.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Peoples.ru, Ekranka.ru