В повседневной жизни Сергей Безруков такой же, как и на сцене, — переживающий, чувствительный, эмоциональный. Быть пресным по жизни, раскрываясь только после выхода на сцену или к камерам, — не его путь. Режиссер, актер, певец, Сергей Безруков рассказал о своем детстве, киноистории и популярности.
«Никогда не бываю слабым»
— Я артист. Когда тебе не дают шанса делать то, что ты хотел бы делать, появляется ощущение пустоты. Но потом я понял, что это обыкновенная творческая жизнь. Есть те, кто тебя ненавидит, и с этим нужно смириться.
Все-таки профессия у нас нервная.
Существует слово «враги», но оно уместно только на фронте. В жизни не враги, а злопыхатели. Они есть, но я стараюсь о них не думать.
Никогда не бываю слабым, не знаю, что это такое. Ранимым — да. Я трачу столько сил, здоровья на роль, а людям ничего не стоит высказать оскорбительное мнение.
Моя киноистория началась, по большому счету, с «Бригады». В нее кастинг был суровый. Хотя я знал режиссера и к тому времени был известным театральным актером. И кстати, когда мне объявили, что будет кастинг, мне стало обидно. Было ощущение, что мне не поверили. У нас ведь с режиссером и продюсером была негласная договоренность, и роль писали для меня. Но оказалось, что есть еще один, самый главный продюсер, который не поверил в то, что я смогу сыграть серьезную роль. В общем-то, его можно было понять: до 2000 года я появлялся в основном в комедийных постановках — в тех же «Куклах», где пародировал политиков. Но все равно было обидно. До такой степени, что я решил вообще на пробы не ходить. В артиста надо верить, это дает необходимый импульс для творчества.
«Боюсь разочаровать отца»
— В школе я был хорошистом, но при этом и двойки были. Бывало, прогуливал уроки, поддаваясь стадному чувству: все пошли, и я пошел.
Но учителей я не боялся, а вот отца — очень. Отец верил в меня, и я не хотел его разочаровывать. Боялся, что он от меня отвернется. Отец всегда был очень сосредоточен на мне. Мне кажется, именно сейчас я как раз даю ему возможность реализоваться. Он пишет пьесы, ставит спектакли. И именно сейчас он начал безумно гордиться своей фамилией. Может, он обманывает себя, но слезы, которые я вижу в его глазах после спектакля, — настоящие. Когда я играю «Хулигана» — есть у меня такой спектакль, где я два часа читаю Есенина, — я вижу в зале его зареванное лицо.
«Постоянно приходится доказывать»
— Сложно говорить о том, доволен ли я своей судьбой в кино. Я вроде бы известен, номер один в списках на главные роли, но у меня есть свои трудности, и творческая жизнь моя отнюдь не лучезарна. Мне постоянно приходится что-то доказывать, выбирать и рисковать. Например, при всей своей популярности я не снимался у действительно именитых режиссеров. За исключением разве что Владимира Бортко и Тимура Бекмамбетова.
Ко мне многие относятся с иронией. А иронию, я, конечно же, чувствую. Правда, доброго в этой иронии мало. Как «матерого отличника» меня оценивают те, кто меня не принимает.
Успех не прощают. Он раздражает. Я постоянно становлюсь объектом шуток.
Солнечный мальчик
— Дома я переживающий, чувствительный, эмоциональный. Бывают люди пресные по жизни, но вот они выходят на сцену — и преображаются. Вот я не люблю быть пресным.
И когда в душу лезут — тоже не люблю. Для начала попробуй сам разобраться в своих душевных проблемах. Конечно, есть опасность, что не справишься, но я, к счастью, психически здоров. Ну, выпивать я выпивал. И не считаю это зазорным, если знать меру.
Я не люблю громких фраз.
Хочу под каждым своим комментарием поставить многоточие. Я очень эмоциональный человек, хотя с виду и не скажешь… В основном меня окружают люди, которым от меня что-то надо. Проверить, насколько человек предан, очень сложно. А с годами становится еще сложнее.
Есть знакомые и приятели среди актеров, но не друзья.
Из мальчика я, наверное, уже вырос.
Выражение «солнечный мальчик» пошло еще с табаковских времен, когда Олег Павлович давал каждому актеру труппы что-то вроде прозвища. Солнечным мальчиком называли на самом деле Табакова — драматург Виктор Розов однажды сказал, что Олег Павлович «проглотил атом солнца». А потом Табаков переадресовал это мне. Передал эстафету. Ведь солнца во мне, слава богу, хватает.
Я, как и в «Дозоре», выступаю на стороне света.
***
При подготовке публикации использованы материалы книги Вадима Верника «Книга победителей. Беседы и эссе».
Юрий Крылов «Южные горизонты»