Кошонин — для многих герой положительный. Глядя на этого артиста, с трудом верится, что он плохо учился в школе, пародировал директора, не хотел поступать в театральный.
«Сначала решил, что кинематограф не для меня»
Сергей родился 11 апреля 1958 года. В школьные годы занимался спортом, актером становиться не собирался — готовился к карьере военного. В девятом и десятом классе вообще не учился. Скорее, делал вид, что ходит в школу: «Меня ничего не увлекало по большому счету, кроме пения (в школьном хоре я пел 10 лет), физкультуры, литературы и истории. Историю преподавал директор школы. Однажды, я надел костюм, как у него, роговые очки, причесался, как он, и в таком виде прошелся по школьным коридорам во время урока. Двери в классах нашей школы стеклянные, и все учителя, останавливаясь на полуслове, почтенно со мной раскланивались. Наверное, именно в тот момент я прикоснулся к волшебной силе искусства».
А потом его утвердили на роль в фильме «Дневник директора школы», который снимался на «Ленфильме». Это был далёкий 1973 год. После съёмок у Сергея остался неприятный осадок: «Очень долго, очень жарко, много дублей и репетиций, повторов. А потом ещё и озвучивание, когда не можешь попасть в собственную артикуляцию. Даже для профессионального актёра это непросто, а что говорить о девятикласснике, первый раз попавшем на съёмочную площадку! В итоге я сделал вывод, что кинематограф не для меня, и подал документы в Высшее военно-политическое училище ПВО. И вдруг мой друг Лёша Терегулов на выпускном говорит: «Завтра последняя консультация. Будешь дураком, если не попробуешь». И я рискнул».
Кошонин оказался одним из счастливчиков, поступивших в театральный институт на курс Аркадия Кацмана и Льва Додина. Это были для Сергея четыре года «добровольного рабства», ежедневного тренинга и всё же счастья, понимание которого пришло намного позже, когда Кошонин уже выступал на сцене профессионально.
После окончания института он 20 лет работал в Молодежном театре на Фонтанке, сыграл более ста ролей. Но с началом 1990-х годов пришлось идти работать курьером. Он попробовал силы в продюсировании. Его первыми подопечными оказался цыганский музыкальный коллектив. В 1996 вышел альбом, но продюсер пообещал в дальнейшем обходить цыган стороной, ведь на запись они приезжали табором, прихватив грудных детей и провизию. Полученный опыт пригодился: Сергей Кошонин создал частное театральное объединение «Арт-Питер», в рамках которого выходил на сцену с приглашенными артистами.
Широкому кругу зрителей стал известен, когда начал сниматься в кино. На съемочной площадке ленты «Полет птицы» Кошонин встретился с Еленой Яковлевой, которая привела его к Петру Тодоровскому. А следующим хитом в карьере Сергея стала «Убойная сила», где ему досталась роль Максима Виригина.
«Семья — это каждодневный труд»
Личная жизнь артиста давно сложилась: он женат на Лолите Кошониной. «С моей будущей супругой я познакомился на «Ленфильме» на съёмках фильма «Личное свидание» в 1979 году, где снимался с моими однокурсниками Андреем Краско и Наташей Акимовой, а Лолита работала бутафором-декоратором на этой картине. Я играл заключённого, к которому в колонию приезжает жена, и был наголо обстрижен. Слово за слово познакомились, разговорились, я узнал, что она мечтает поступить в Театральный институт, и пригласил её на репетицию, где абитуриенты готовились к третьему туру экзаменов. Мы же, выпускники, выбирали себе отрывки из пьес и как режиссёры помогали будущим молодым актерам разобраться, «кто кому тётя, кто кому дядя». Мне досталась сцена из пьесы «Хозяйка гостиницы».
Лолита с подругой пришла в назначенное время посмотреть репетицию, а абитуриент, звали его Максим, опаздывал. Пауза затягивалась, я рассказывал актёрские байки, проклиная про себя Гольдони и наглых молодых абитуриентов, как, вдруг, открывается дверь и входит Максим. Да ещё не один, а в сопровождении мамы. Короче, репетиция не шла, парень оказался длинным, худым, сутулым, постоянно напевал себе что-то под нос. Поймите меня в тот момент. Я должен был покорить Лолиту своим талантом и вел репетицию так неистово, как будто это самый главный экзамен в моей жизни. Мама одобряла все мои предложения и всё время говорила: «Максик, сделай, как просит Сергей, не упирайся». Через неделю я принимал присягу, будучи рядовым, и уже в армии узнал, что мои «Мирандолина» и «Фабрицио» приняты в институт. А ещё через несколько лет Максим: создал группу «Секрет». Мы дружим до сих пор и частенько вспоминаем ту историю».
Лолиту Кошонин встретил через год, будучи в увольнении, и больше с ней не расставался. Их сын Иван выучился на кинооператора в Университете кино и телевидения. Кошонин рад, что тот не стал актером, хотя Ваню приглашали сниматься, и у него неплохо получалось: «Каждый должен прожить свою жизнь. Иван выбрал свой путь».
В одном из спектаклей герой Кошонина говорит фразу: «Я не верю в супружескую верность». Но сам артист так не думает. Правда, за годы брака ему близко другое выражение: «Конфликт — признак связи». «Сколько семей порушено только потому, что супруги не смогли простить друг друга, не смогли самосохраниться и относиться к себе с юмором. Конфликт — основа мироздания: белое — чёрное, плюс — минус, день — ночь, болезнь — здоровье, порок — добродетель. Если бы не было зла, мы перестали бы замечать добро. Одно дополняет другое. Мы все без исключения и святые, и грешные одновременно. Кто без греха — тот на иконах. Я это к тому, что семья — это каждодневный труд, наш крест и надо его нести, — говорит Кошонин. — Уж лучше конфликт, чем равнодушие. Однажды, после спектакля «Падшая жена» к нам с Аней Самохиной подошла немолодая пара и поблагодарила за то, что мы спасли их семью от развода. Завтра они должны были идти в загс разводиться».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Devro.lv, 24smi.org