Им написаны десятки популярных произведений, а недавно увидела свет его новая книга «Порог», открывающая новый — космический — цикл.
— Сказать по правде, мне несколько поднадоели волшебники, оборотни, вампиры, сама стилистика фэнтези. Потянуло в космос, поближе к научной фантастике. В свое время я написал много таких книг, потом надолго отошел от этого жанра. А сейчас почувствовал, что хочется не заклинаний и телепортаций, а научных формул и полетов на космических кораблях. Здесь я показываю мир и все происходящее сразу с нескольких точек зрения. Одни и те же события по-разному воспринимаются жителями разных планет. Такие противоречия и взаимодействие жителей нескольких цивилизаций — это не только большое поле для фантазий, но и повод поразмышлять о наших, сугубо земных проблемах. Ведь то же самое происходит и на планете, где мы с вами живем.
— Помнится, как-то, рассуждая о состоянии современной научной фантастики, вы сказали, что она попала в засаду. Что вы имели в виду?
— Фантастика успешно развивалась в то время, когда научные и технические идеи лежали на поверхности, были понятны если не всем, то многим образованным гражданам, взявшим в руки научный журнал. Но сейчас идеи, которые могли быть легко восприняты публикой, фантастами давно использованы, наука ушла далеко вперед, и понять проблемы, над которыми ученые ломают головы сегодня, могут только специалисты. Поэтому необходимо либо писателям глубоко погружаться в научные вопросы, либо самим ученым становиться писателями-фантастами. В общем, писать научную фантастику стало гораздо сложнее. Фэнтези проще.
— Если говорить о научно-технической перспективе, как считаете, чему мы будем удивляться через 20 лет?
— Если все будет развиваться и дальше так же, как сейчас, то лет через 20 больше всего мы будем удивляться тому, что человечество эти два десятилетия прожило, не устроив большой войнушки и не угробив изрядную часть населения Земли. Но если не случится худшего, то через 20 лет, думаю, люди научатся менять свой физический облик, будут рождаться дети с определенными свойствами и способностями, которые заранее выбрали их родители. То есть, самые большие и удивительные для нас сегодняшних открытия ждут в сфере биологии и генетики.
Наверняка люди будут летать космическими паромами на ядерном топливе между Землей и Марсом, но это не столь удивительно, поскольку сегодняшняя космонавтика уверенно движется именно в этом направлении. Что еще? Виртуальная реальность в то время станет более правдоподобной, у людей возникнет соблазн все чаще уходить от обыденности, просто надев специальный шлем и перчатки. И наверняка уже следующему поколению придется беспокоиться по этому поводу, принимать какие-то законы и запреты, ибо иллюзия грозит обернуться чем-то вроде наркотика.
— А будет ли к тому времени создан искусственный интеллект, о котором сегодня так много разговоров?
— Ситуация здесь как в анекдоте про блондинку и динозавра на улице: «Либо встречу, либо нет». Хотя я считаю, что искусственный интеллект пока невозможен. Мы можем создавать самообучающиеся псевдоразумные системы, которые способны самостоятельно принимать некие решения, в том числе и творческие, но это все равно программа, действующая по заданным человеком алгоритмам. Подступиться вплотную к мышлению и понять, как именно разум работает, человечество пока не в состоянии. К счастью, люди пока не разобрались в тайне, как интеллект возникает и функционирует.
— Если внимательно читать ваши книги, можно заметить, что там постоянно погибает некий Юрий Семецкий. Что за навязчивая идея?
— А в этой книге я как раз забыл убить Юрия Семецкого, придется это исправить в следующих. Вообще-то Юрий Семецкий — очень хороший человек, известный среди фантастов книгоиздатель. В одной из моих ранних книг я описал убийство героя с таким именем — и когда мы с Юрием встретились, он меня поблагодарил за такой поворот в сюжете. Оказывается, цыганка ему нагадала, что он умрет в 40 лет. Но если его в книгах будут убивать, то цыганское пророчество не сбудется, оно перенесется на литературных персонажей. Так «убийство» персонажа по имени Юрий Семецкий превратилось в популярную литературную игру, в нее включились и другие писатели-фантасты. Даже знаменитый Роберт Шекли проявил с нами солидарность и в одном из своих рассказов «убил» героя, которого звали Юрий Семецкий.
— Художник Василий Суриков говорил: «Вдохновение — награда за труд». Согласны?
— Конечно. Был такой замечательный фантаст Георгий Гуревич. Он вывел свою формулу успеха из четырех букв: ТРОЯ — Талант, Работа (причем постоянная, без чего талант бесплоден), Опыт и Ярость, то есть, эмоции, сопереживания. Без всего этого никакая книга не получится.
— Вам важно, чтобы дома было спокойно, тихо и никто не мешал писать?
— Желательно, чтобы во время работы дома было тихо и спокойно, но при этом мне важно знать, что вечером начнутся шум и гам. Несколько раз бывало, что жена с детьми уезжала и говорила: «А ты тут спокойно недельку поработай». Но какое там, если все мысли где-то там, с ними. Нет, лучше шум, чем тревога на душе.
— Вы как-то признались, что у вас интернет-зависимость.
— Увы, так и есть. Интернет писателю нужен только в качестве справочного средства, но не для общения в соцсетях и публикации постов. А я провожу в Интернете гораздо больше времени, чем надо бы. И не в силах пока от этого отказаться.
— А какие еще у вас слабости?
— Да какие угодно, на любой вкус. Люблю поесть. Не прочь и выпить. При случае порезонерствовать и просто поболтать. Бывает, вылетает резкое слово, за которое потом неловко и стыдно. Впрочем, утешаю себя тем, что писатель не может обойтись без слабостей, без них я бы не смог написать что-то интересное читателям. Наше дело требует повышенной эмоциональности, если хотите, резкости, а не постной благопристойности.
— А ваша любовь к кулинарным опытам — это слабость или достоинство?
— Ну, нет, это к порокам я бы причислять не стал. Я могу приготовить что угодно, легко экспериментирую на кухне. Взял все, что нашел в холодильнике, как-то смешал — и получилось вкусно. Будем считать это формой творчества.
Александр Славуцкий
«Труд»