В прокат выходит фильм Ивана Атталя «Мой пес Идиот». Одну из главных ролей в кинокартине исполнила жена режиссера, англо-французская актриса, обладательница приза Каннского кинофестиваля за «Лучшую женскую роль» в фильме Ларса фон Триера «Антихрист» (2009) и двух премий «Сезар» Шарлотта Генсбур.
— Вы с Иваном Атталем не боитесь быть парой в жизни и в кино? Как Джина Роулендс и Джон Кассаветис, например. Она – актриса, он – сценарист и режиссер.
— О, как я их люблю! Иван часто просит меня срежиссировать что-нибудь. Думаю, он хотел бы, чтобы мы поменялись ролями. Но я не уверена, что обладаю достаточными режиссерскими способностями. В любом случае, совместная работа более интенсивна, болезненна, но доставляет и большее удовольствие.
— «Мой пес Идиот» – это комедия?
— Да. Хотя она постепенно переходит в комедийную экзистенциальную драму, нечто острое, касающееся кризисов жизни. Цинизм, демонстрируемый Иваном, на самом деле – стыдливость и боль. Нам нужно поставить перед собой эти чувства, раздражение по отношению к детям, ненависть бытия в паре, несмотря на любовь к партнеру. Это что-то на стыке жанров, но смешное и доброе кино.
— После фильмов «Моя жена – актриса» и «Они поженились, и у них было много детей» вы снова снимаетесь под руководством Ивана, вашего мужа. Рассматриваете ли вы фильм «Мой пес Идиот» как часть трилогии?
— Ивана забавляет игра с этим автобиографическим материалом, с тем, что его беспокоит на самом деле: жизнь официальной супружеской пары. Мне нравится его свобода, манера скручивать материалы личной жизни, создавать ложные пути. Он смеется над нами обоими, и мне нравится его взгляд – этот благотворный способ превращения наших странностей и причуд в вымысел. Совсем недавно я узнала, что Иван отказался экранизировать этот роман 20 лет назад. Тогда он точно не был готов. Все в жизни происходит в подходящее время, и я уверена, что важные проекты появляются в нашей жизни всегда в самый нужный момент.
— Какая она – Сесиль, жена главного героя?
— Как женщину, которая, кажется, подчинена фактическому положению дел, живет с невыносимым, эгоистичным, ленивым, ворчливым мужиком и решает больше не поддаваться своему желанию. В книге Джона Фанте женщина как персонаж практически отсутствует, она – жалкая, забавная, но второстепенная стерва. Иван же в фильме создал прекрасный персонаж. Он заставил меня существовать!
— Он мазохист? Атталь утверждает, что да.
— Он вовсе не мазохист, а я – наоборот. Иван просто властный человек. Что касается собаки, с которой он валяется на протяжении всего фильма, это скорее провокация или садизм по отношению к своей семье, потому что мы хотим завести собаку в течение 15 лет, а он против.
— На съемках вам больше нравятся интимные, драматические сцены или комедийные?
— Комедийные моменты вгоняют меня в панику, потому что я, естественно, не владею этой механикой. Муж втягивает меня в комедию, и я благодарна ему за это. Путь к комедии дается мне непросто, но я стараюсь.
— Испытываете мандраж в кадре после 35 лет карьеры в кино?
— Да! Я не доверяю себе. Я могу оцепенеть от мандража, у меня бывает такое большое желание сделать все правильно, что оно становится удушающим. Особенно когда снимает Иван. Больше, чем перед камерой Ларса фон Триера, например. С Ларсом мне интересно, оправдываю ли я его ожидания, но это не ставит меня под сомнение ни как женщину, ни как жену. Нет никаких аффективных проблем. Снимаясь у мужа, я не могу отделаться от ощущения, что я играю свою роль в нашей паре. Хочу быть для него лучшей актрисой в мире и принимаю любую критику с его стороны.
Владимир Грисюк http://segodnya.ua