Они признаны самой красивой парой мирового кино
Вместе они сыграли в 12 фильмах и прославились как один из самых знаменитых и любимых во всем мире кинодуэтов. Он – статный красавец, чей вкрадчивый голос и меланхоличный взгляд с поволокой покорили не одно женское сердце, она – настоящая роковая женщина с повадками дикой кошки, соблазнительными формами и необыкновенными глазами, которые гипнотизировали даже через экран.
Каждая их встреча на съемочной площадке оборачивалась вспышкой невероятной страсти, и злые языки без конца судачили о любовной связи двух главных звезд итальянского кино, хотя сами они упорно это отрицали. Как бы там ни было, на экране Софи Лорен и Марчелло Мастроянни были блистательной парой, а для зрителей их дуэт стал олицетворением самой Италии.
Они оба происходили из бедных семей, все детство и юность трудились, чтобы заработать на кусок хлеба, и могли бы остаться никем не замеченными, если бы не счастливый случай.
Мальчик, сбежавший от нацистов
Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1924 в небольшой горной деревушке в Апеннинах. Семья, в которой было двое детей, жила в нищете, поэтому работать Марчелло начал рано – в 10 лет. Окончив ремесленное училище, он отправился на заработки. В разное время трудился на стройке, был разнорабочим, грузчиком, делал чертежи на заказ и успел поработать бухгалтером. В кино Мастроянни дебютировал в 11 лет: чтобы заработать хоть несколько лир, мальчик снялся в массовке. Но актерская карьера не привлекала его – Марчелло мечтал стать архитектором.
Юность Мастроянни пришлась на расцвет нацизма в Италии. Когда началась Вторая Мировая война, юноша попал в трудовой немецкий лагерь. К счастью, ему удалось сбежать. Некоторое время Марчелло скрывался в Венеции, а после войны вернулся в Рим, где устроился клерком. Мастроянни продолжал идти к своей мечте стать архитектором: еще во время войны он поступил в Римский университет на строительное отделение, а позднее устроился в Военный географический институт. Но сама судьба уготовила для него нечто большее.
Еще учась в университете, Марчелло стал играть в спектаклях студенческого театра, который считался одним из сильнейших в Риме. Там он познакомился с Джульеттой Мазиной, будущей женой Федерико Феллини. В 1945 г. Мастроянни начал брать уроки актерского мастерства и пытался пробиться в кино. В молодости Мастроянни доставались роли простых парней из народа – крикливых, шумных, бедных, но искренних и страстных. Но до славы было еще далеко.
Все изменила одна встреча. Однажды молодой актер попался на глаза режиссеру Лукино Висконти. Тот разглядел в нем большой потенциал и пригласил в свой театр «Элизе». Марчелло бросил учебу и полностью погрузился в новую работу. Именно Висконти раскрыл Мастроянни как серьезного актера, причем не только в театре, но и в кино. В фильме «Белые ночи», снятом по повести Достоевского, Мастроянни впервые предстает в новом для себя амплуа. Он больше не простой парень, цепляющий лишь красивой внешностью. Это утонченный меланхоличный интеллигент. Сдержанный, загадочный и отрешенный – именно таким зритель запомнит Мастроянни.
После успеха «Белых ночей» на него обратил внимание Федерико Феллини. Плодотворный союз двух гениев подарил миру такие шедевры, как «Восемь с половиной» (1963), «Рим» (1972), «Джинджер и Фред» (1986) и др. Их первая совместная работа «Сладкая жизнь» (1960) принесла Мастроянни славу европейского масштаба. Но на мировой уровень его актерскую карьеру вывел другой режиссер – Витторио де Сика. Именно он познакомил Мастроянни с восходящей звездой итальянского кино – Софи Лорен.
От Жердочки до секс-символа Италии
Ее настоящее имя – София Шиколоне. Будущая актриса родилась в Риме 20 сентября 1934 года. Ее мать Ромильда всю жизнь прожила в маленьком рыбацком городке Поццуоли близ Неаполя. Мечтая стать певицей или актрисой, она приехала покорять столицу Италии. Там девушка познакомилась с красавцем Рикардо Шиколоне, у них завязался роман. Узнав о том, что Ромильда ждет ребенка, Рикардо признал себя отцом, но жениться отказался. Поэтому сразу после рождения дочери Ромильда вернулась в родные края. Детство и юность Софии прошли в Поццуоли. Из-за ее высокого роста и худобы ей дали прозвище Жердочка.
Свой путь к славе София начала с подиума. В возрасте 14 лет девушка приняла участие в местном конкурсе красоты. Несмотря на то, что победила другая конкурсантка, Шиколоне и еще 11 девушек были отобраны для прохождения кастинга в Риме. Два года спустя на итальянском конкурсе красоты София получила титул «Мисс Элегантность». А в кино знойной красотке поначалу предлагали только роли в массовке или в эротических сценах. Наконец, в 1952 г. удача улыбнулась итальянке: она заняла второе место на конкурсе красоты «Мисс Рим». Но гораздо более судьбоносным событием для Софии стало знакомство с продюсером Карло Понти, который впоследствии стал ее мужем. Понти был на 22 года старше своей избранницы и вдобавок женат, а получить развод для католика в то время было не так просто. Поэтому влюбленные отправилась в Мексику, где тайно поженились.
Понти стал снимать Софию в своих картинах, где она в первое время играла довольно однотипные роли соблазнительниц. Именно Понти убедил ее сменить псевдоним на Лорен.
К середине 1950-х гг. Лорен превратилась в одну из самых востребованных итальянских актрис и стала секс-символом. И вновь, будто волшебник из сказки, на сцене возник Витторио де Сика. Он пригласил молодую звезду сняться в своем фильме «Золото Неаполя», где она сыграла жену торговца пиццей, которая изменяет ему с молодым любовником. Именно эта работа впервые привлекла к актрисе внимание серьезных кинокритиков.
Помимо смены псевдонима, Понти внес еще несколько существенных изменений в образ Лорен. Он помог актрисе избавиться от неаполитанского акцента, привил вкус к классической литературе, изменил стиль макияжа. Единственное, что актриса категорически отказалась менять – это форму носа (Понти предлагал ей сделать пластическую операцию).
После выхода «Аттилы» и «Золота Неаполя» последовало множество фильмов, в которых Лорен – не без участия де Сики, смогла в полной мере раскрыть свой актерский талант. Ее партнерами по съемочной площадке становились такие звезды, как Чарли Чаплин, Гэри Грант, Грегори Пэк, Роберт Олтмен, Жан-Поль Бельмондо, Кларк Гейбл и др. Но все же самый крепкий творческий союз сложился у Лорен с Марчелло Мастроянни. Причем неразрывные узы, которые многие принимали за очередную интрижку, связывали их на протяжении всей жизни – как в кино, так и за кадром. Но это было больше, чем любовь.
Любовь лишь на экране
Они встретились на съемках картины Витторио де Сики «Вчера, сегодня, завтра». Этот фильм состоит из трех несвязанных между собой новелл, в каждой из которых Лорен и Мастроянни играют влюбленную пару. В первой части они – простые люди из Неаполя: бедные, вспыльчивые – словом, типичные итальянцы. Лорен играет торговку контрабандными сигаретами, которая, чтобы избежать ареста, снова и снова беременеет и рожает детей, отчего ее муж впадает в настоящее отчаяние.
Вторая новелла рассказывает о богатой дамочке из Милана, которая заводит роман с мужчиной весьма скромного достатка. Их отношения рушатся после несчастного случая: когда героиня Лорен решает бросить всё и уехать вместе с возлюбленным, ее автомобиль едва не сбивает ребенка. Но девушка нисколько не переживает о мальчике – ее волнуют лишь вмятины на новеньком «Роллс-Ройсе». Только тогда герой Мастроянни осознает, что перед ним – глупое, меркантильное создание, которое ценит собственный комфорт больше человеческой жизни.
В третьей части Софи Лорен исполнила роль женщины легкого поведения, которая живет в роскошных апартаментах в Риме. По соседству с красавицей по имени Мара живет студент духовной семинарии. Он влюбляется в Мару и свято верит в то, что она – всего лишь мастер маникюра, к которой ходит много клиентов. Сначала все это забавляет девушку, но вскоре она понимает, что студент настроен серьезно и хочет ради нее бросить учебу. Тогда Мара решает дать обет целомудрия, но как раз в этот момент к ней приезжает любовник из Болоньи (Мастроянни), изголодавшийся из-за долгой разлуки…
У каких бы режиссеров они ни снимались, на съемках между Лорен и Мастроянни всегда бушевала невероятная страсть. Вот как сама Лорен вспоминала об их первой встрече: «Как только мы встретились на съемочной площадке, между нами как будто пробежала искра. Мы все почувствовали единение. То же чувство юмора, тот же ритм, та же философия жизни, немного циничная ирония. Мы делали наши роли, повинуясь инстинкту».
Все знали, что Мастроянни не был верен жене Флоре Карабелле. Женщины любили Марчелло, а он отвечал им взаимностью. Актеру приписывают романы с Джулией Эндрюс, Бриджит Бардо, Лючией Бозе, Клаудией Кардинале, Моникой Витти и многими другими. Что из этого правда, а что – вымысел, мы уже вряд ли узнаем. Но свою самую большую любовь Мастроянни встретил, когда ему было уже под 50. Ею стала французская дива Катрин Денев, которая родила актеру дочь Кьяру, но так и не согласилась стать его женой.
Что же касается связи с Лорен, то об этом не судачил только ленивый.
Однако этих двух талантливейших людей связывала крепкая дружба. «12 совместных фильмов оставляют свой след. А между этим долгая дружба, наполненная теплом и нежностью, которая на съемочной площадке умела вспыхивать страстью, – пишет Лорен в своей автобиографической книге «Вчера, сегодня, завтра. Моя жизнь». – Алхимия наших чувств ни разу нас не подвела. Наш союз, всегда полный глубоких человеческих чувств, был настолько непредсказуем, что многие задумывались, а нет ли чего между нами. Мы же всегда улыбались и пожимали плечами: «Вообще ничего. Это чудеса кино и жизни».
Сам Мастроянни также неоднократно отрицал, что между ним и Софи было нечто большее, чем дружба и партнерские отношения. «Женщина, с которой у меня были самые долгие отношения, – это София. Наша история длится с 1954 г.», – сказал он как-то, отвечая на вопрос журналиста Энцо Бьяджи. А потом уже серьезно прибавил: «Мне нравится, что София не просто великолепная актриса, но и настоящая личность. Между нами ничего не было. Глубокие чувства: сказать «дружеские» будет слишком банально, потому что это нечто иное».
Дружба длиною в жизнь
Помимо культового «Брака по-итальянски», многим полюбились «Подсолнухи». Бразды режиссирования в этой картине снова взял в свои руки Витторио де Сика. Актеры в очередной раз воплотили на экране образы страстных влюбленных. Антонио и Джованна без ума друг от друга и после нескольких пылких встреч решают пожениться. Но разразилась война, и Антонио отправляют на фронт. После окончания войны Джованне приходит печальная весть: ее любимый пропал без вести. Однако девушка не хочет верить в то, что Антонио нет в живых, и она отправляется на поиски мужа. Джованна находит возлюбленного, однако с ужасом обнаруживает, что у него уже совсем другая жизнь и другая семья…
Но в арсенале Лорен и Мастроянни – не только мелодрамы. К примеру, в 1975 г. Джорджо Капитани снял фильм «Кукла гангстера». В этой криминальной комедии Лорен сыграла проститутку, которая вынуждена работать на итальянского гангстера, который время от времени занимается рэкетом. Фильм получился легким и забавным, а Лорен и Мастроянни в нем все так же красивы и сексуальны, хотя ей на тот момент 41, ему – 51.
В картинах де Сики Мастроянни чаще всего доставалась роль самовлюбленного эгоиста, легкомысленного ловеласа, безответственного и слабохарактерного, но при этом доброго и чуткого. Лорен же была полной его противоположностью: сильной, страстной, упрямой, даже отчаянной. Позднее актриса признавалась, что в сценах ссор она порой перебарщивала, за что ей потом приходилось извиняться: «В большинстве историй, в которых мы снимались, Марчелло всегда был настоящий молодец, а я агрессивная, ершистая и буйная. После отыгранной сцены, где я набрасывалась на него, я говорила: «Прости, Марчелло, я не хотела. На этот раз я явно переборщила…» А он никогда не принимал ничего близко к сердцу. «Ты ведьма, Софи, иди сюда, я тебя обниму. И поцелую».
Мастроянни и Лорен всю жизнь поддерживали друг друга. Она была рядом с ним, когда он переживал тяжелые разрывы с любимыми женщинами, а он помогал ей пережить утрату ребенка, которого она потеряла прямо во время съемок (у Лорен случилось несколько выкидышей, прежде чем она смогла забеременеть и родить двоих сыновей).
Их дружба продолжалась больше 40 лет, до смерти Мастроянни – в 1996 г. актер скончался от рака поджелудочной железы. «Его нежный взгляд, добрая улыбка всегда сопровождали меня, вселяя уверенность, радость и кучу других эмоций, – признавалась Софи Лорен. – Наша дружба не нуждалась в словах. Мы понимали друг друга с первого взгляда, с первого жеста, мы по очереди подбадривали друг друга. Мы никогда не ругались, никогда не жаловались друг на друга, не требовали чего-то такого, чего другой не хотел бы делать».
Екатерина Соловьева, «Мир 24»