Сыграла бывшую проститутку и жертву концлагеря, которая прячется от ужаса в подвале, теряет рассудок, но дарит любовь сироте
Она снималась с Кларком Гейблом и Марчелло Мастроянни, Фрэнком Синатрой и Жаном-Полем Бельмондо. И Софи Лорен продолжает восхищать любителей кино. В ноябре 2020 года на Netflix состоялась премьера фильма «Вся жизнь впереди», в котором итальянская кинодива сыграла мадам Розу – пережившую Холокост еврейку. Снял её родной сын.
«Ты была домашней ведьмой?»
Софи Лорен сама предложила своему сыну Эдуардо Понти идею экранизировать одноименный с фильмом роман французского писателя еврейского происхождения Ромена Гари. Актриса говорила, что ей очень нравится образ главной героини. Мадам Роза прошла через ад Освенцима, и эта психическая травма наложила отпечаток на ее менталитет, на отношение к людям. Она, бывшая проститутка, содержит нечто вроде частного пансиона для детей ночных бабочек. Все в округе уважают властную, строгую, но сердобольную и отходчивую мадам Розу.
Один из самых трудных ребят в ее попечении – 12-летний сенегалец-сирота Мохаммед, которого все зовут Момо. Парень видел в жизни только дурное, озлобился и зачерствел душой. Он промышляет мелким воровством и продает наркотики, состоя на службе у местного наркодилера, который ценит его расторопность и честность и поручает самый прибыльный для их бизнеса район.
Что такое Холокост, сенегалец, конечно, не знает. Увидев набитый на руке мадам Розы номер, он спрашивает о нем у мальчика Йосефа. Тот говорит, что мадам Роза – тайный агент, и этот ответ Момо вполне устраивает. Когда же Роза сама рассказывает ему про Освенцим, мальчик не понимает, о чем она говорит: «Что? Ты была домашней ведьмой?» – произнесенное название Аушвиц он воспринимает на английском как house witch – «домашняя ведьма». Аушвиц – один из лагерей в концентрационном комплексе Освенцима.
Однако ребенку неважно знать, какие прожитые ужасы заставляют мадам Розу впадать в оцепенение, скрываться в подвале, боясь каждого шороха, и не доверять врачам, которые «хотят не лечить, а лишь ставить опыты». Он просто чувствует ее боль и страдание – и изо всех сил хочет помочь, ведь мадам Роза стала его семьей.
По одну сторону от Момо оказывается темный преступный мир, приносящий ему первые шальные деньги, по другую – по-семейному теплые отношения. Создатели фильма приглашают зрителя следить за тем, как постепенно, шаг за шагом, меняется характер Момо и его восприятие жизни. И в этом преображении ключевую роль играет мадам Роза.
Собственно, это двустороннее движение, и свой отрезок пути к дружбе и состраданию проходят они оба. Когда приступы хронического заболевания у мадам Розы учащаются, именно Момо станет для нее самым близким существом на земле. И именно его неуклюжая, но искренняя помощь и поддержка скрашивают последние дни старой еврейки.
Сито политкорректности
Это не первая экранизация романа Ромена Гари «Вся жизнь впереди». В 1977 году вышел фильм «Мадам Роза» режиссера Моше Мизрахи с Симоной Синьоре в главной роли. А новую адаптацию романа Эдуардо Понти написал в содружестве с писателем Уго Чити. Они сделали ряд существенных изменений в своей сценарной версии романа. Понти попытался актуализировать сценарий, перенеся все действие в наши дни. Так, Момо из алжирского араба превратился в чернокожего сенегальца, чья умершая мать была в Италии беженкой. В фильме есть эпизод, где Момо долго смотрит, как итальянская полиция разгоняет лагерь африканских мигрантов, арестовывая всех подряд. Героиня Синьоре опекала больше полдюжины детей, у героини Лорен их осталось трое. Но важные элементы истории сохранились, как, например, подвал, в котором мадам Роза оборудовала секретное убежище. Там она прячется от внешнего мира, борясь со своими фобиями, оставшимися ей от ужасов Холокоста.
Критики заметили, что давняя версия с Синьоре была более острой и нелицеприятной и не обходила щекотливые темы. Так, ее мадам Роза, знакомясь с бездомным Момо, которого ее сосед просил взять на попечение, позволяет себе реплики, которые можно назвать исламофобскими. Ничего этого нет в новой версии, где все тщательно процежено через сито политкорректности.
«Красивое кино, законченное во время пандемии, рассказывает душевную историю в прямолинейном, натуралистическом ключе, – пишет Энн Томпсон на сайте независимого кино Indie Wire. – Иммигрантская драма об аутсайдерах-маргиналах резонирует». А Марк Кермоуд написал в «The Guardian», что Софи Лорен «царит на экране», и «ее экспрессивные черты лица мгновенно меняются – от гнева к воодушевлению и наоборот».
Впрочем, далеко не все критики позитивно оценивают новую киноверсию романа Гари. «Даже Софи Лорен не может спасти фильм, – пишет Джордан Хоффман в газете The Times of Israel. – Ремейк фильма Моше Мизрахи 1977 года как будто обескровил персонажей, лишив их витальности и сделав плоскими и натужными».
Тем не менее, фильм получил около полусотни наград и номинаций, включая «Золотой глобус» за лучшую песню и «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль.
«Почему я должна останавливаться?»
Софи Лорен своей работой в фильме осталась довольна. Она заявила, что росла на фоне Второй мировой, и эти воспоминания всегда помогали ей играть характеры, в которых заложен подобный военный опыт. И тут стоит сказать, что первый «Оскар» Софи Лорен получила за роль в фильме «Чочара», повествующем о двух женщинах в годы Второй мировой войны в Италии. Ее партнером в фильме был Жан-Поль Бельмондо. Вторую номинацию на «Оскара» она получила в 1965 году за «Брак по-итальянски». В 1991 году она удостоилась почетного «Оскара» за достижения карьеры.
Софи Лорен снималась у ведущих европейских режиссеров и была примой итальянского кино на протяжении многих лет, с середины 50-х годов примерно до начала 80-х, когда она резко уменьшила свою актерскую активность. В телефонной беседе с живущей в Женеве актрисой корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Саймон Абрамс высказал предположение, что это замедление связано с рождением сыновей Карло-младшего и Эдуардо. Ее муж, знаменитый продюсер Карло Понти, с которым они были вместе 50 лет, умер в 2007 году в возрасте 94 лет.
«Я удивила саму себя, сказав, что я остановлюсь с актерством, а позже наверстаю, – ответила журналисту София. – Я долгое время не снималась, потому что занималась воспитанием детей. Я была счастлива, потому что на моих глазах дети выросли, женились и завели своих детей… Мадам Роза меня вдохновила как героиня, не только из-за ее бурного, переменчивого характера, но из-за послания толерантности, любви и примирения, которое несет фильм», – отметила актриса. «Вы собираетесь продолжать сниматься в кино?» – спросил ее журналист. «Если я люблю кино, то почему я должна останавливаться?» – ответила София Лорен.
«Я не знала, на что я способна, пока не оказалась на съемочной площадке на крыше под проливным дождем. И режиссер все повторял: «Не моргай, не моргай, не моргай». И я не знаю, что было бы, если бы это был просто режиссер, а не мой сын. Но это был еще мой сын, поэтому я сидела и не моргала», — вспоминала актриса.
Этот эпизод с морганием часто комментирует в интервью Эдуардо Понти, что довольно комично, особенно если учесть, что Софи Лорен в кадре все-таки несколько раз моргает. И, тем не менее, Понти настаивает, что его фильм уникален: «Вы видели мою мать разной, но еще ни разу не видели ее теряющей рассудок, по ходу фильма впадающей в психический паралич». Его слова не означают, что он снял Софи Лорен немощной – она вполне статна и красива, как обычно, и даже почти во всех кадрах в платьях с глубоким декольте.
Источник: «Голос Америки» , «Глобальный еврейский онлайн центр»