Знаменитому артисту исполняется 70 лет
Юмора и иронии у Садальского всегда предостаточно. А ведь его сначала не хотели брать ни в одно театральное училище. «Артисты бывают всякие, надо только уметь из своих недостатков сделать достоинства», — любит повторять Станислав Юрьевич.
В интернате
Он родился 8 августа 1951 года в селе Чкаловское в Чувашии — бывшей татарской деревне Шыгырданы. Его родители, Юрий Александрович Садальский и Нина Васильевна Прокопенко, учителя по профессии, попали туда по распределению после окончания вуза. Отец преподавал физкультуру, мама была географом, позже, когда семья переехала в Канаш, заведовала местным городским отделом образования.
Как утверждает актер, его отец был авторитарным человеком и даже поднимал руку на жену и сыновей (у Садальского был младший брат Сергей, который в 33 года погиб при трагических обстоятельствах).
Мальчики рано остались без матери – Нина Васильевна умерла, когда Стасу исполнилось двенадцать. Актер не любит говорить на эту тему. Похоронив жену, Садальский-старший отдал сыновей в воронежский интернат и больше с ними практически не общался. Стас с раннего детства выделялся среди своих сверстников – он обожал кривляться и дурачиться, к тому же смешно шепелявил из-за неправильного прикуса. Учился он плохо, а вот художественную литературу читал запоем. Стас всегда мечтал стать актером, в интернате посещал театральную студию «Орленок». Первой ролью стал синьор Помидор в спектакле «Чиполлино», в образе которого Стас выглядел весьма колоритно.
После интерната он отправился в Москву. Считал, что большой город примет его с распростертыми объятиями, но так не случилось: «Я думал, что все должны радоваться: «Боже мой, кто к нам приехал! Стасик Садальский к нам приехал, счастье какое к нам привалило!» Мне так никто и не сказал, больше того — в Москве пять театральных институтов, и ни в один из них меня не приняли. Я тогда год проработал в Ярославле разнорабочим, потом снова вернулся, но уже не такой наглый». Свою программу для поступления — горьковскую «Мать» — Садальский разучивал долгие месяцы, дикцию вырабатывал прямо на рабочем месте, что называется, без отрыва от производства. Зато на вступительных экзаменах выдал всё, на что был способен.
«Часто отказывал режиссерам, а этого нельзя делать»
Он поступил в ГИТИС и блестяще его окончил, котировался как один из самых талантливых выпускников курса, на него претендовали четыре театра. Однако Станислав, в конце концов, осел в Театре на Юго-Западе, где прозябал на второстепенных ролях. И тут режиссер Алексей Коренев пригласил Садальского в свой телефильм «Три дня в Москве». Его героя — влюбленного Коробкова — зрители запомнили, известность постучалась Станиславу в двери, но это еще была не слава. Актер достаточно много снимался, но количество ролей не переходило в качество. До тех пор, пока на пути артиста не встал телефильм «Место встречи изменить нельзя». Садальский сыграл одну из самых заметных ролей картины — карманника Кирпича, Костю Сапрыкина.
Режиссер Станислав Говорухин пригласил Садальского на пробы, увидев его на сцене театра «Современник». На эту же роль пробовался Борислав Брондуков, но Стас благодаря своей шепелявости показался Говорухину более харизматичным. А вот сам Садальский мечтал сыграть Шарапова, о чем прямо и заявил Говорухину. Тот лишь улыбнулся и, не особо церемонясь, заметил, что для роли Шарапова не нужен «актер со внешностью придурка». Стасу было не привыкать к таким выпадам, поэтому он не обиделся. Тем более на съемках ему посчастливилось познакомиться с Владимиром Высоцким, который потряс его мощью своего таланта. Позже вышел мультфильм «Падал прошлогодний снег», который по итогу завоевал огромное количество международных призов во многом благодаря голосу Садальского.
В 80-х Станислава нашла двоюродная бабушка по линии отца, в юности эмигрировавшая с родителями в Германию. Старушка задарила внука импортными гостинцами и подарила сумму в валюте, которую они вместе прогуляли в гостинице «Космос».
Несмотря на скандальную репутацию, Стас был официально женат всего один раз. А вот романов в его жизни было немало, обычно с женщинами постарше. В студенческие годы Садальский питал нежные чувства к Вере Марецкой, во время работы в «Современнике» был без ума от Галины Волчек, на съемках картины «Лес» увлекся Людмилой Целиковской. В начале 70-х Станислав женился на гражданке Финляндии, которая была на 15 лет старше и родила ему дочь Пирио-Лизу. Женщина всю жизнь прожила в Хельсинки, а дочь Садальский видел всего два раза в жизни. Приехав на похороны бывшей жены, он с удивлением обнаружил, что вся ее комната увешана его фотографиями, хотя расстались они уже очень давно и с тех пор практически не общались.
В 1990-е годы, когда в кинематографе настали тяжелые времена, Садальский неожиданно для всех ударился в журналистику, работал в разных изданиях. А сейчас увлекся блогерством, которому посвящает все свободное время. Станислав не стесняется прямо рассказывать о том, что творится в кинематографе, на телевидении, он не боится кого-либо обидеть: «У меня такая профессия, я актер. Я многих ролей лишился из-за своего мерзкого характера. Часто отказывал режиссерам, а этого нельзя делать. Надо говорить «я занят» или «я болен». А то, что сценарий — полное дерьмо, говорить не надо. Ты сразу перестаешь для них существовать. Обо мне говорят, что у меня ужасный характер, что со мной невозможно работать. А что делать? Вот такой я плохой!»
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Uznayvse.ru, Novostispb.ru, «Вести сегодня» , KM.ru