Актриса была последней женой Владимира Мулявина
Она стала известна благодаря съемкам в 13-серийном телефильме «Хождение по мукам» по одноименному роману Алексея Толстого. После такого успеха найти себя в кино Светлане было непросто.
«Я и не мечтала о такой роли!»
Пенкина родилась в Минске, в семье военного. Произошло это событие в солнечный летний день 6 июня 1951 года. Уже в школьные годы полковник Александр Павлович Пенкин и его жена Валерия Евгеньевна разглядели в своей дочке тягу к творчеству и самовыражению. Поэтому после выпускного юная Света поступила в государственную академию искусств, где ее наставником был Александр Бутаков.
Роль Кати Булавиной была дипломной работой выпускницы: «Я, студентка, даже не мечтала об этом, ну поверьте! Хотя девизом моим в то время было: очень хотеть, истинно верить. Тогда сбывается», — рассказывала впоследствии актриса. Но затем ролей подобного масштаба ей не предлагали. Обо всем, что было после Кати Булавиной, Светлана Пенкина говорила: «Это то же самое, как если бы сначала тебя послали в космос, а потом предложили прыгать через скакалочку».
В том же 1974 году Светлана Пенкина снялась в роли Зои в фильме «Цвет золота». Затем последовали работы в историко-революционном фильме режиссера Марионаса Гедриса «Пыль под солнцем» и в драме режиссера Владимира Шамшурина «А у нас была тишина». В 1981 году Светлана Пенкина приняла участие в съемках музыкальной комедии «Берегите женщин» режиссеров Виктора Макарова и Александра Полынникова, исполнив роль боцмана Оли.
Во время переозвучивания своих реплик в «Хождении по мукам» Светлана столкнулась в звукозаписывающем ателье с ребятами из вокально-инструментального ансамбля «Песняры», которые в соседней студии записывали песни для нового альбома. Тогда Пенкина и познакомилась со своим будущим мужем – художественным руководителем ансамбля Владимиром Георгиевичем Мулявиным: «Я шла на озвучивание фильма, а Володя с ребятами записывал там в звуковом ателье новый диск. Помню, что поразилась своему первому впечатлению: детская незащищенность, огромные лучистые глаза. И робость, удивление. Для себя отметила, что наверняка этот человек не такой, как о нем говорят».
Спустя три года они снова встретились во время гастролей «Песняров» в Гродно и после этого уже не расставались. Владимир был старше её на 10 лет и дважды разведён. Кроме того, ходило много слухов о его бесчисленных романах. В 1981 году, после выхода фильма «Берегите женщин», Владимир сделал Пенкиной предложение. Светлана согласилась. Во время регистрации брака девушка решила не менять свою фамилию, а добавить к ней фамилию мужа. Тем не менее, при знакомстве с кем-либо представлялась: «Светлана, жена Мулявина Владимира».
«Пенкина сжимала его со всех сторон, как удав»
Через год после свадьбы у пары родился сын, которого было решено назвать Валерием. Для того чтобы заняться воспитанием ребенка, актриса покинула кинематограф, поскольку считала, что дети – главное в жизни каждой женщины. Друзья Мулявина не одобряли слишком активное участие жены во всех его делах. Музыканты ансамбля «Песняры» называли ее капризной и своенравной.
По утверждению бывшего директора коллектива Анатолия Щелокова, именно Светлана стала причиной развала группы: «То, что Муля, как называли его близкие друзья, годами строил по кирпичикам, его жена методично разрушала. Наши с ней отношения не сложились с самого начала. Потому что я видел, что это за человек. Скромная актриса с огромным эго. Причем актрисой она была не только на площадке, но и в жизни. Все время играла, оглядываясь на себя. Если говорила какую-то умную фразу, то из роли. Внимательно следила за реакцией собеседника, как он ее воспримет. Она начала режиссировать все наши программы, вносить свои бредовые идеи. Ко мне она и вовсе никогда не обращалась напрямую, если что-то было нужно, говорила Мулявину: «Володя, скажи ему, что…» Из-за нее обстановка в коллективе накалилась до предела.
Владимир был слабохарактерным, нуждался в женском покровительстве. Для него Пенкина была выдающейся актрисой, да еще и с высшим образованием. Он вообще впитывал в себя как губка любого нового человека, его идеи, мысли, которые не всегда были новыми и свежими. Поразительно, но сам Володя никогда не считал себя выдающейся личностью. Была бы у него самооценка чуть выше, он, уверен, никогда не позволил бы внедрять в себя чужие идеи. А самооценка у него была очень-очень низкой. Мулявин был как под гипнозом, Пенкина сжимала его со всех сторон, как удав. Когда она только появилась, начала баламутить других песняровских жен: давайте, мол, создадим этакий клуб и будем на них влиять. Но никто всерьез ее не воспринял. С ней никто не дружил, хотя все остальные супруги прекрасно ладили и общались между собой».
14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автокатастрофу. В разных интервью потом не раз обсуждался вопрос, кто после аварии приходил в больницу к нему, а кто нет. Есть такая устойчивая версия, что посетителей фильтровала Пенкина. «На самом деле все решали врачи: можно или нельзя посещать пациента, — говорит на это сын актрисы Валерий. — Мама во всех больницах была рядом с папой, после переезда в Москву на реабилитацию оставалась ночевать с ним в одной палате. Я тоже много времени проводил рядом, помогал отцу. И в Минске, и в Москве двери были открыты для всех, и навещали папу известные артисты, чиновники, спортсмены, друзья, священники».
Семь месяцев спустя он умер. В память о нем при государственной филармонии был открыт музей ВИА «Песняры», директором которого назначили Светлану Мулявину-Пенкину. Она пережила мужа на 14 лет, но все эти годы беспрерывно тосковала по Владимиру. Её сын говорил, что мать почти не улыбалась. Когда Светлана несколько дней не выходила на связь, Валерий забеспокоился. Он поехал в квартиру матери и получил доказательства своим самым страшным мыслям. Светлана Пенкина лежала на полу без движения. Медицинская экспертиза назвала причиной смерти сердечный приступ.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://sb.by, http://24smi.org