Татьяна Орлова – это необыкновенная актриса с непростой судьбой. На протяжении всей своей карьеры она боролась с условностями и методично прокладывала себе путь к вершинам кинематографа.
«Театральная бацилла»
Татьяна Орлова появилась на свет 1 июля 1956 года. О ее детстве известно немногое, росла будущая актриса в неполной семье. Ее отец рано умер, а потому воспитанием девочки занималась мама. «Я вообще, когда о детстве вспоминаю, – кажется, что это было давно и не со мной. В другой жизни, — говорит Орлова. — Институт помню, а лет с 14 увлеклась театром, ходила туда постоянно. Тогда-то и получила диагноз — театральная бацилла!»
Ее тетя работала актрисой в театре. Вот на нее Татьяна смотрела и понимала: «Хочу, как она, и больше ничего другого мне не надо». Именно тетя сказала ей, что артисты нужны разные: толстые, красивые, некрасивые, старые, нестарые. И это придало Орловой уверенности в решении поступать в театральный: «В конце концов: ну что, все будут играть, как Джулия Робертс? А кто же тогда будет играть Бабу Ягу?»
После окончания школы Орлова отправилась поступать в ГИТИС. Пройти сложные вступительные испытания удалось с первого раза, однако учеба все же оказалась нелегким бременем. Но сдаваться на полпути Татьяна не собиралась, по полной выкладывалась на репетициях и актерских занятиях. В 1977 году Татьяна Орлова получила диплом и оказалась в труппе театра имени Маяковского.
Режиссером театра в тот период был ее бывший преподаватель Андрей Гончаров. Но известный режиссер практически не замечал молодую актрису, а потому долгое время у Татьяны Орловой не было возможности по-настоящему проявить себя: «Меня Гончаров взял на всякий случай – пусть будет. И это «пусть будет» длилось десятилетиями в массовке. Но через это надо было пройти, потом постепенно получить маленькие эпизоды, второплановые роли».
Особенно трудными стали лихие 90-е годы. Актриса, как и многие коллеги в те годы разрухи, перебивалась небольшими заработками на капустниках и торжественных мероприятиях. Но удивительное дело: именно 90-е и принесли Татьяне Орловой популярные роли в кино и первую узнаваемость. В мелодрамах «Уроки музыки», «Жизнь-женщина» и «Помнишь запах сирени» артистке достались яркие образы, хотя и относящиеся к второстепенным. Но главным для Татьяны Александровны оставался театр. Именно здесь она появлялась регулярно, чего нельзя было сказать о кинематографе.
«Главное — не ныть и не сидеть без движения»
Вернуться на экраны Татьяна Орлова смогла только в начале 2000-х – «Трое против всех», «Парижане», «Жара». Талант веселить людей режиссеры разглядели, лишь когда Орловой исполнилось 50 лет. В 2007 она сыграла сварливую секретаршу в комедийном сериале «Папины дочки», после чего играла в ситкомах «Даешь молодежь!», «Одна за всех», «Воронины».
За ее низкий голос, резковатые манеры и отнюдь не модельную внешность Орлову называют современной Фаиной Раневской. Это актрису только удивляет: «Раневская – штучный товар, как с ней можно когото сравнивать? Это уникальное явление. Фаина Георгиевна ведь не играла, она жила на сцене! У нее природный национальный юмор – евреи все очень остроумные. Для меня это недосягаемая вершина. Если уж кого и сравнивать с ней, так Машу Аронову. У нее тоже природный талант. Аронова – богом поцелованный человек».
Личная жизнь Татьяны Орловой наглухо закрыта от посторонних. Артистка живет в среднестатистической пятиэтажке на окраине Москвы, не замужем, детей нет. В прессе говорили о нетрадиционной сексуальной ориентации актрисы, сама же она только смеется: «У меня в личной жизни все замечательно. В интернете обо мне ходит много пикантных слухов. Не читайте всякие глупости. Там все придумывают!»
Ее героини – эмоциональные, активные женщины. «Сама я в обычной жизни как-то поспокойнее. Нормально общаюсь, без крика. Когда весело, могу что-то рассказать, посмеяться, но, что называется, без фанатизма. Когда мне грустно, я погружаюсь в работу. То есть отвлекаю себя каким-то действием. В кино нет предложений? Ну, нет так нет. Я не позволяю себе погружаться в депрессию. Я хожу в оперу, в балет, консерваторию. Главное — не ныть и не сидеть без движения».
Для сериала «Старушки» в бегах» ей нужно было водить машину: «У меня есть права, но на съемках автомобиль был непростой — «Волга» 1961 года выпуска. С таким раньше я не сталкивалась. Мало того, что в ней переключение передач находится на руле, так еще и нет усилителя. Чтобы повернуть руль или нажать на педаль сцепления, приходилось прилагать немалые физические усилия. Это очень трудно. Хуже, чем этот автомобиль, я ничего в жизни не водила. Хотя в сериале «Немного не в себе» я играла таксистку. А на съемках сериала «Думай как женщина» приходилось водить старый автобус».
Во время работы над фильмом «Пока цветет папоротник» у нее сместился позвонок: «Приходилось ходить на лечебную физкультуру в Центр Дикуля. А в кино особо сложные трюки за нас выполняют каскадеры. Я не сумасшедшая, чтобы прыгать с 15метрового моста! Есть договор, в котором указано, что мне нельзя прыгать, приземляться на пятки. Просто проблемы существуют еще с юности, когда я очень неудачно упала, катаясь на коньках. Я не могу сказать, что для меня съемки — изнурительный труд. Все, что происходит на съемочной площадке, — в удовольствие и в радость». И сейчас Орлову можно увидеть в сериале «Беловодье. Тайна затерянной страны». Эта картина с элементами фэнтези является продолжением телесериала «Пока цветет папоротник».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Мир сегодня» , 24smi.org, «Берег» , «Северо-запад»