Знаменитому актеру исполняется 60 лет
Он воплощает самые сложные и противоречивые образы. Тим не раз говорил, что всегда стремился играть злодеев, объясняя это тем, что отрицательных персонажей зрители запоминают лучше.
Страх перед сценой
Рот родился 14 мая 1961 года в Лондоне, в семье журналиста и художницы. Настоящая фамилия его отца была Смит, но Тим сменил ее в силу левых убеждений, хотя семья была далеко не бедной и жила в престижном южном пригороде Лондона. Посещение театров, выставок и музеев входило в обязательную культурную программу уик-эндов.
Тим был невероятно застенчивым подростком, В детстве ему слишком часто доставалось от сверстников в школе и на улице. Из детских увлечений больше всего на свете мальчика вдохновляли рисование, лепка, а также передразнивание мимики и интонации взрослых. Последнее он с блеском демонстрировал, участвуя в школьных спектаклях. Надо отметить, что Тим комплексовал из-за своей внешности так, что каждый выход на сцену был для него настоящей пыткой.
После школы он не бросился поступать на актерские факультеты, а предпочел Кэмбервильскую школу искусств, где начал учиться на отделении скульптуры. Но там ему было скучно, и по совету отца Тим стал посещать занятия при театре Oval House, а в свободное время подрабатывал рекламным агентом. Кто знает, как бы сложилась его актерская судьба, если бы не один случай. Когда Рот объезжал на своем стареньком велосипеде очередных клиентов, у него спустило колесо. А поскольку случилось это недалеко от киностудии, Тим решил заглянуть туда в поисках насоса. Именно в этот момент ему предложили пройти пробы к телефильму Алана Кларка «Сделано в Британии». Рот рассчитывал получить хотя бы эпизодическую роль, и после того, как ему задали лишь один вопрос: сможет ли он побриться наголо, парень, не раздумывая, дал положительный ответ. Каково же было его удивление, когда он узнал, что его утвердили на главную роль.
В центре сюжета ленты Алана Кларка — рассказ о нескольких днях жизни скинхеда Тревора, бросившего вызов обществу. Дебютанту Роту удалось показать своего героя не просто агрессивно настроенным беспредельщиком без каких-либо моральных принципов, а обычным запутавшимся подростком. Съемки в фильме невероятно воодушевили начинающего артиста: «Удивительно, но я не испытывал страха перед объективом кинокамеры. То есть, я, конечно, ощущал некий дискомфорт в первые два-три съемочных дня, но это не шло ни в какое сравнение с моими страхами перед театральной сценой».
«Звездой быть вредно для здоровья»
Первая известность, несомненно, вскружила ему голову. Полный амбиций, Рот готов был продолжать сниматься. В тот момент у него, разумеется, не было ни собственного агента, ни денег на профессиональное портфолио. Тогда ему пришла в голову идея сфотографироваться с помощью фотоаппарата с дистанционным спуском. Сделав снимки, Тим отправил письма с просьбой снять его в кино не кому-нибудь, а самым известным режиссерам — Кубрику, Скорсезе, Трюффо и Копполе. Но ответа не последовало. Самое удивительное в этой истории то, что Фрэнсис Форд Коппола сохранил письмо Тима, и через много лет, пригласив его сниматься в одном из своих фильмов, передал его актеру.
В 80-х Тим снимался у Стивена Фрирза, Агнешки Холланд, но широкая популярность обходила его стороной. «По-настоящему известным я стал только в 90-х после роли Мистера Оранжевого в «Бешеных псах» Тарантино, — говорит актер. — Именно Квентин открыл мне дорогу в Голливуд». Он сразу же предложил Тиму на выбор две роли: мистера Блондина или мистера Розового. Но в итоге сам актер предпочел сыграть мистера Оранжевого — просто потому, что никто не хотел браться за эту роль.
Говорят, что сценарий «Прирожденных убийц» Тарантино писал под Рота, но когда Квентин разругался с Оливером Стоуном, который как раз снимал картину, Тим отказался от роли – дружба с Тарантино оказалась для него важнее. В 1995 они снова работали вместе на фильме «Четыре комнаты», где Тим сумел ярко проявить свой комический дар. Актер был очень зол, когда критики не приняли картину. «Я не понимаю, за что так затравили Квентина? – говорил он тогда. — Сначала облизали за «Криминальное чтиво», а потом – все, видишь ли, не так. За «Четыре комнаты» нас с ним так обливали грязью, что я вообще удивляюсь, как он после этого еще что-то снимать решил. Я бы, может, на его месте просто плюнул бы на все. Гениальный парень».
В 1999 году Рот заявляет о себе в качестве режиссера драмой «Зона военных действий». Картина была показана на Берлинском кинофестивале и получила приз международной конфедерации артхаусных кинотеатров. Однако в США ее запретили к показу из-за того, что фильм рассказывает о насилии над детьми. Позднее Рот признался, что в детстве сам в течение нескольких лет подвергался сексуальному насилию со стороны родственника. Актер не назвал имени насильника, но заверил, что его мать и отец не имеют к этому отношения. Тим заявляет, что предпочитает чувствовать себя не жертвой, а борцом, который смог пережить этот кошмар.
Он не из тех актеров, что стремятся быть лучшими во всем, ему просто нравится играть роли. «Ведь если ты звезда, с тебя и спрос другой, ты должен постоянно быть лучше других, — говорит Тим. — Сделаешь что-то чуть хуже – и все, сошел с дистанции. И загнулся – депрессия, виски. Так что звездой быть вредно для здоровья». К тому же Рот не слишком любит выставлять свою жизнь напоказ. Когда Тим еще не уехал из Англии, он жил вместе с Лори Бейкер. В 1984 году она родила ему сына Джека. Но когда Рот решил переехать в США, то бросил и ее, и сына, правда, после все-таки забрал Джека к себе. В 1992 году на кинофестивале в Сандэнсе Тим познакомился с дизайнером Никки Батлер. 25 января 1993 года они поженились, и сейчас у них двое сыновей: Тимоти Хантер, родившийся в 1995 году, и Майкл Кормак, появившийся на свет в 1996.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Starslife.ru, Muzchart.ru, Paradisegroup.ru