Интеллектуал высочайшей пробы, он в то же время стал иконой антиснобизма
Ему было постоянно тесно в границах какой бы то ни было специальности и в формальных рамках традиционных жанров. Для него, как и для героев его романов, окружающая действительность изначально была преисполнена тайн, разгадывание которых неизбежно приводило лишь к еще более сокровенным тайнам.
«Лев здесь был не просто львом»
Умберто Эко родился в небольшом итальянском городке Алессандрия 5 января 1932 года. Родители Эко были простыми людьми, и он часто вспоминал, что денег в семье хронически не хватало. Но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать. После того как владелец его прогонял, Умберто отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии.
В том же году будущего писателя приняли на работу в итальянскую телерадиокомпанию RAI. Здесь Эко проработал четыре года, занимаясь редактированием программ, посвященных культуре и искусству. С 1958 по 1959 год он служил в армии. В 1959–1975 годах Эко поступил на работу в миланское издательство «Бомпьяни», где редактировал книги. Кроме того, будущий писатель сотрудничал с различными ведущими итальянскими изданиями. Стоит также отметить, что, помимо редакторской деятельности, Эко активно занимался наукой и преподавал в университетах. На архитектурном факультете Миланского политехнического института и на факультете литературы и философии Туринского университета он читал курс лекций, посвященный средневековой эстетике (1961–1964), был профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета (1966–1969), профессором семиотики архитектурного факультета Миланского политехнического института (1969–1971).
В течение нескольких лет Умберто Эко тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Он замечал: «Средневековый человек действительно жил в мире, населенном смыслами, отсылками, переносными значениями, проявлениями бога в вещах, в природе, которая постоянно разговаривает на геральдическом языке: лев здесь был не просто львом, а орех — не просто орехом. Гиппогриф был не менее реален, чем лев, потому что и тот, и другой — знаки истины более высокого порядка, сами по себе незначительные в экзистенциальном измерении. Весь же мир в целом представлялся человеку книгой, написанной божьим перстом».
Что такое красота?
Умберто Эко изучал «идею прекрасного». Он искал ответ на вопрос, что такое красота? И приходил к выводу, что в каждой эпохе отвечали на этот вопрос по-разному: «Замечено, что в романах артуровского цикла рыцари с рыжими волосами — подлецы, предатели и злодеи; между тем за несколько веков до этого Исидор Севильский писал, что из всех волос прекраснее всего русые и рыжие. Точно так же красные камзолы и чепраки выражают доблесть и благородство, хотя в то же время красный — цвет палачей и проституток».
Но останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют часто, а об уродстве – нет. Во время исследований писатель сделал много интересных открытий. Например, Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.
А в труде «Открытое произведение» Умберто рассказывает, что некоторые опусы не были завершены авторами сознательно. Таким образом, они сейчас могут быть интерпретированы читателями. Основная идея книги сводилась к тому, что «произведение искусства – это принципиально неоднозначное сообщение, множественность означаемых, которые сосуществуют в одном означающем». В этой работе Эко ввел понятие «открытого произведения», которое подразумевает наличие широкого поля для интерпретаций, тогда как «закрытое произведение» – одну-единственную интерпретацию.
Эко заинтересовался культурой. Он долгое время изучал её различные формы, начиная от «высокой» и заканчивая массовой культурой. По мнению Эко, глобальная ориентация на упрощение, на снижение интеллектуальных запросов, на вывод сложных вещей из медийной сферы выгодна только производителям и распространителям контента.
В своих последующих трудах Эко рассматривал как общие, так и частные проблемы семиотики – науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Особенно значителен вклад ученого в область интерпретации визуальных искусств, в частности, кинематографа и архитектуры. Много сделал он и для осмысления постмодернизма, рассматривая его как духовное состояние, особого рода игру.
«Имя розы»: пародия на Шерлока Холмса
И все-таки всемирная слава пришла к Умберто Эко не как к ученому, а как к прозаику. Уже дебютная его книга, роман «Имя розы» (1980), стала сенсацией в литературном мире и несколько лет состояла в списке бестселлеров. «Имя розы» — поистине шедевр литературы постмодернизма, ее классический образец. Роман представляет собой виртуозный калейдоскоп из цитат, выдержек из чужих высказываний и классические тексты, которые предстают перед читателем в новом свете.
Главный принцип произведения — установка на развлекательность, которая призвана развеселить читателя и обратиться к известным высказываниям, облаченным в новую форму. Главное место в романе занимают игра слов, ирония. Действие романа разворачивается в XVI веке, место действия – аббатство. Фабула романа выстроена по классическому образцу детективного жанра и напоминает произведения об известном сыщике Шерлоке Холмсе.
Даже сами имена главных действующих лиц романа — монаха Вильгельма Баскервильского и его верного молодого ученика Адсона — вызывают ассоциации с известным сыщиком и его помощником. Даже использование Вильгельмом Баскервильским дедуктивного метода при абсолютно верном описании внешности сбежавшей кобылы, а также чрезвычайно быстрое ее нахождение, также отсылает нас к известной цитате из Шерлока Холмса, являясь пародией на нее.
«Имя розы» — детектив средневековой эпохи, а герой романа призван распутать клубок разнообразных преступлений, которые происходят в аббатстве. Однако Эко безжалостно разрушает привычные схемы, и Вильгельму не удалось предотвратить или распутать множество преступлений, которые следуют одно за другим: погибают при загадочных обстоятельствах монахи, а библиотека с бесценными рукописями сгорает в страшном пламени пожара.
Писатель выбрал детективный сюжет вовсе неслучайно. Он призван держать читателя в напряжении с первых до последних страниц. Вильгельм стремиться отыскать организатора всех убийств, однако на деле выясняется, что его вовсе и не было. В конце сыщик вынужден признать свою роковую ошибку: он гнался за иллюзией, предполагая, что все в мире подчинено логике и порядку. Однако на самом деле всех нас окружает хаос, поэтому умозаключения главного героя потерпели крах.
Вкрапления мистицизма
Последовавший за средневековым детективом другой интеллектуальный бестселлер, «Маятник Фуко», несмотря на все внешние отличия (действие происходит в XX веке), можно назвать концептуальным двойником романа «Имя розы». Какого бы то ни было глобального плана в истории не существует, утверждает Умберто Эко. Герои романа пытаются не только понять подлинную судьбу ордена тамплиеров и выяснить, существует ли подлинный мировой заговор, следы которого, истинные или мнимые, обнаруживаются повсюду. Удивительным образом в канву романа Эко удалось вплести короткие эссе по вопросам семиотики, а также истории эзотерических учений, что дало повод многим литературным критикам отнести роман к жанру мистического реализма.
Вкрапления мистицизма, насыщенность литературными отсылками и скрытыми цитатами, черты исторической, детективной, философско-этической и, что немаловажно, иронической прозы прослеживаются практически во всех художественных произведениях Эко. Причем ироническая интонация в большинстве из них, благодаря многозначности и исторической изменчивости ключевых понятий человеческого опыта, проявляется как одна из основных составляющих текста.
Интеллектуал высочайшей пробы, он в то же время стал иконой антиснобизма: его манера говорить с читателем всегда была одновременно и уважительной — без малейшего намека на снисходительность, и абсолютно комфортной. При всей сложности, глубине и очевидном интеллектуализме его книги имеют очень низкий порог вхождения — Эко не выставляет своему читателю никакого образовательного и культурного ценза.
19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти — рак поджелудочной железы. На протяжении двух лет ученый и писатель боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.
По материалам «Солонеба» , «Медуза» , «Мир 24» , «24 СМИ»