Легендарному артисту исполняется 85 лет
На одном творческом вечере о нем сказали: «Если единицами измерения в физике являются ампер и джоуль, то в театральном искусстве за единицу измерения таланта вполне можно принять один гафт».
Встреча в Сокольниках
Родился Гафт 2 сентября 1935 года в Москве. А актером стал по стечению обстоятельств, велению судьбы: «Желание стать артистом у меня возникло еще в школе, — вспоминает Гафт. — Я ненавидел точные науки, особенно физику и химию. Поэтому поступать в технический вуз не было смысла. И я решил, что буду артистом».
Правда, в школьную самодеятельность Валентина брать не хотели. Но он не отчаивался, постепенно учил для конкурсной программы стихотворения, прозу и басни, которые были необходимы для экзаменов. Учитывая, что его семья была совершенно не театральная, что-либо посоветовать молодому артисту было некому. Родители не очень серьезно относились к его увлечению. «Мы жили в Сокольниках, — рассказывает Гафт. — И однажды я гулял в парке и вдруг увидел, что навстречу мне идет знаменитый тогда актер Сергей Столяров. Он играл в фильмах «Садко», «Цирк». Я набрался наглости, подошел к нему и говорю: «Я в театральный поступать собираюсь. Не могли бы вы меня послушать?» А он мне и отвечает: «Приходите ко мне домой». Я чуть с ума не сошел от такого счастья. Потом, разумеется, ходил к нему, готовился к поступлению. Сергей Дмитриевич многому меня научил». И Валентин поступил в Школу-студию МХАТа с первого раза.
Одним из преподавателей на курсе Гафта был Олег Ефремов — энергичный, стремительный, с безумной фантазией. Режиссер постоянно искал новые формы, фонтанировал свежими идеями. Именно Ефремов пригласил потом Гафта в «Современник»: увидел актера в спектакле «Фигаро», который шел в Театре сатиры, пришел за кулисы и сказал: «Давай переходи к нам!» Тогда оба театра были рядом, на площади Маяковского.
Известно, что у Ефремова и Гафта были непростые отношения, но в театре это – обычное дело. Когда много ярких личностей, они неизбежно конфликтуют. «Я тоже часто говорю то, что думаю, — признается Гафт. — Помню, Ефремов сказал мне как-то: «Я взял тебя в театр не потому, что ты хороший артист, а потому, что о тебе люди хорошо говорят».
«Никогда не позволял себе никого оскорблять или унижать»
Помимо актерского таланта, у него есть еще и талант поэтический. Известны эпиграммы Гафта, в которых он метко и иронично характеризовал своих коллег. Как правило, на него не обижаются, ведь если у человека есть чувство юмора, он всегда сможет посмеяться в том числе и над самим собой. «Это черта сильных и уверенных в себе людей, — говорит Гафт. — А слабые будут злиться и обижаться. Я никогда не говорю человеку, что я такой хороший, а ты такой плохой. Я лишь подшучиваю, нахожу какие-то шероховатости, мелкие недостатки, просто подмечаю их, обращаю на них внимание. К сожалению, в последнее время в Интернете появилась куча всякой гадости, подписанной моим именем, но на самом деле не имеющей ко мне никакого отношения. Я никогда не позволял себе никого оскорблять или унижать. Я лишь тонко подкалываю».
Однажды он на вокзале увидел книгу «Эпиграммы Гафта». Свою актер там нашел только одну. А остальное – злые стишки про Гундареву, Боярского, других звезд кино. «Хорошо, что никто не верит, что это моё», — говорит Гафт. Был и другой похожий случай: в Москве выпустили книгу стихов, автором которых значился он сам. Красивое издание, которое торжественно вручили артисту. Он начал читать – и не обнаружил там вообще никаких своих эпиграмм. И это Гафт называет своей драмой: «Я не поэт, мне не нужно признание. Но не хочу, чтобы людям подсовывали мерзость, пытаясь раскрутить ее на моем имени».
Свой след в душе актера оставили трагедии в личной жизни, которые пришлось ему пережить. Первую свою жену – манекенщицу Елену Изоргину — он сильно ревновал. Потом в неудачном браке с балериной Инной Елисеевой у Гафта родилась дочь Ольга. В начале 80-х Гафт и его супруга развелись, а Ольга покончила с собой. Она мечтала стать драматической актрисой, но стала балериной, как мать, танцевала в труппе Кремлевского балета. Елисеева изводила ее скандалами, а потом и вовсе упекла в психушку. После смерти Ольги ее мать, по словам соседей, ругалась, что «эта тварь» испортила люстру, на которой повесилась. Гафт не хотел видеть бывшую жену, та прожила еще лишь год и умерла от рака желудка.
Артист же замкнулся в себе. Не играл, не разговаривал ни с кем. А потом увидел на экране Ольгу Остроумову, и она стала его лучиком и утешением: «Мне было так плохо. Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, меня утомили противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля – я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица». Он был влюблен в нее уже давно, запала в сердце еще на съемках фильма Рязанова «Гараж». Но тогда актриса была замужем, Гафт тоже был несвободен.
А потом они встретились на каком-то официальном мероприятии. Ольга была грустна, она только что рассталась с мужем. Валентин ее поддержал и успокоил, начал ухаживать: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась человеком ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться. Что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой».
Около семи лет назад Гафту поставили диагноз – болезнь Паркинсона. С тех пор он почти не выходит в свет, отказался от многих проектов. Год назад журналисты сообщили, что артиста частично парализовало из-за инсульта. Ухаживает за ним Ольга Остроумова. Коллеги Гафта жаловались, что не могут его навестить, потому что жена препятствует этим встречам, чтоб его не волновать. Ходили слухи, что у него проблемы с речью. Однако близкие говорят, что состояние артиста остается стабильным.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Смена», «Итоги» , «Сегодня»