Он – музыкант-виртуоз, композитор, аранжировщик, звезда инструментальной музыки, один из самых известных, разносторонних и востребованных гитаристов. Дидюля – не просто фамилия артиста, но и сценический псевдоним, и бренд – так называется созданная им фолк-группа. Её концерты проходят с аншлагом и пользуются огромной популярностью у зрителей.
– Запомнилось ли вам первое – и успешное – выступление на фестивале «Славянский базар» в Витебске?
– В 1997 году меня пригласили на «Славянский базар» как победителя телевизионного конкурса молодых исполнителей в номинации «инструментальная музыка». Это было моё первое выступление на большой сцене, которое сопровождала красивая танцевальная пара. Живой звук, прямой эфир, телетрансляция, огромное количество зрителей, всё выглядело потрясающе. Игра в ансамблях «Алые зори» и «Белые росы» закалил мой характер, способствовал творческому развитию, стремлению двигаться вперёд.
– С чем связано ваше решение переехать в Москву?
– В Москве находятся лучшие профессионалы, продюсеры, музыканты, студии звукозаписи. Активный человек может приобрести в Москве бесценный творческий и жизненный опыт. Я всегда хотел играть на улицах крупных городов, и Арбат – улица поэтов, художников, музыкантов, оказалась как нельзя кстати. Интересные творческие эксперименты, новые знакомства, победы и неудачи тоже связаны с Москвой. Внутренний голос, интуиция подсказали, что моё будущее будет связано с этим чудесным городом, и я не ошибся. Конечно, были и трудности: финансовые, бытовые, но огромное желание дарить людям музыку, помогло мне их преодолеть.
– Расскажите о сотрудничестве с продюсером Иосифом Пригожиным.
– Я рад, что в конце девяностых годов Пригожин обратил на меня внимание. Инструментальная музыка была тогда неизвестным «зверьком», многие продюсеры не чувствовали её потенциал. А Пригожин уловил те необычные интонации, которые могли понравиться зрителям и слушателям. В 2000 году был выпущен дебютный альбом «Фламенко» и снят клип с шоу-балетом Аллы Духовой «Тодес». Благодаря Пригожину мне удалось как композитору и аранжировщику поработать над дебютным альбомом Авраама Руссо. Этот опыт расширил мои горизонты и творческие возможности. С Пригожиным мы сотрудничали 2 года, а потом наши пути разошлись. Я почувствовал в себе силы, меня увлекла концертно-гастрольная деятельность, сцена, а Иосиф видел во мне в первую очередь композитора, аранжировщика, студийного музыканта. Но я до сих пор отношусь к нему с огромным уважением и благодарностью.
– В 2001 году вы выступали в честь приезда прославленного тенора Пласидо Доминго. Чем заполнилось вам это событие?
– Я играл для маэстро и приглашённых гостей на торжественном приёме, запомнилась праздничная атмосфера, горящие глаза Доминго, который высоко оценил мою игру. Этот мини-концерт навсегда сохранился в моей памяти, но независимо от зрителя, перед которым я выступаю, для меня главным остаётся погружение в музыку, возможность получать от неё удовольствие.
– Как возникла у вас идея создания собственного музыкального коллектива «ДиДюЛя»?
– После того как мой первый альбом «Фламенко», а затем и второй – «Дорога в Багдад» – стали популярными, пришло понимание: пора двигаться дальше. Вместе с моим концертным директором Тимуром Салиховым мы взялись за создание музыкальной группы. Был проведён кастинг, множество репетиций, и постепенно к нам стали приходить замечательные музыканты. Сегодня «ДиДюЛя» – большой коллектив, в котором работают высококлассные профессионалы. Взаимный обмен опытом очень помогает нам, и на сегодняшний день мы являемся, говорю совершенно искренне, одной из лучших инструментальных групп мира. Музыку, которую мы исполняем, любят и ценят во всех странах, на всех континентах. Подтверждение этому – обратная связь, которую мы получаем от слушателей, в том числе через Интернет.
– «Фламенко» давно стал вашей визитной карточкой. Чем покорил вас этот музыкальный стиль?
– Я благодарен судьбе, что мне удалось побывать в Испании, попутешествовать, вздохнуть полной грудью её музыкальный воздух. Культура фламенко впитала в себя культуру разных стран и народов, этому стилю присуща внутренняя свобода, господство ритма, яркие эмоции, импровизация. Моё творчество неразрывно связано с фольклором, народными мелодиями. Я влюбился в фламенко, такая музыка – источник неиссякаемого вдохновения, она продолжает волновать меня.
– Вы – автор более двухсот инструментальных композиций. Как рождается ваша музыка? Вы берёте в руки гитару и…
– Иногда музыка рождается во сне. Иногда я беру в руки гитару, и на меня обрушивается музыкальный поток, порой несколько сумбурный, тут главное – успеть записать всё на диктофон. А через некоторое время прослушать запись, найти в ней суть, рациональное зерно, убрать всё лишнее. Добиться простоты в музыке, творчестве, искусстве – задача чрезвычайно сложная, для многих невыполнимая, но я стремлюсь решить её. Случается, что композиции сами рвутся на волю буквально из-под пальцев, и тогда я бегу в студию и записываю их. Музыка вырывается и живёт своей жизнью независимо от меня. А я как родитель машу ей платочком вслед.
– Сколько альбомов вы уже записали? Над чем работаете сейчас?
– Думаю, что около пятнадцати, существуют различные сборники, аудио и видеозаписи. Выезжая на гастроли, путешествуя, я собрал огромную коллекцию пиратских дисков. Мне было интересно посмотреть, как пиратский рынок реагирует на инструментальную музыку, на меня, на других исполнителей. Сейчас я записал новый альбом, он состоит из 11 авторских композиций. Работа во многом философская, с элементами симфонизма. Это своеобразный саундтрек сегодняшнего дня. С нетерпением жду выхода альбома. Среди любителей и почитателей инструментальной музыки мои диски вызывают интерес, и мы продаём их во время концертов и гастролей.
– Востребована ли в наше время инструментальная музыка?
– Конечно же, да! Колоссальное количество людей слушают инструментальную музыку. Выступления композиторов и музыкантов, таких харизматичных личностей, как Ханс Циммер, Карлос Сантана, Эрик Клэптон, Ванесса Мэй, проходят с огромным успехом и собирают многочисленную аудиторию. Я уже не говорю о джазе, симфонической, фольклорной, современной академической музыке. А киномузыка, позволяющая выразить важнейшую для фильма мысль или идею? Это огромный пласт, занимающий около 10 процентов всего музыкального рынка. Другое дело, что удивительный мир инструментальной музыки недооценён. Теле- и радиокомпании ошибочно считают её недостаточно популярной. Это заблуждение. В инструментальной музыке есть волшебство, загадка, недосказанность, она создаёт поразительные образы, позволяет мечтать и фантазировать. Я надеюсь, что со временем ситуация изменится, наш неумирающий жанр раскроется в полной мере и все препятствия на его пути будут преодолены.
– В каких странах вы выступали с концертами?
– Мы гастролировали во многих странах, в Америке и Европе. В Германии, к сожалению, не были, но мы ведём переговоры с нашими немецкими партнёрами о концертах. Трудность в том, что «ДиДюЛя» – огромный музыкальный коллектив: струнный квартет, духовая секция, ритм-секция, художники по свету, звукоинженеры. А ещё множество гитар, тромбоны, труба, саксофон, флейта, перкуссия, альт. Полтонны музыкальных инструментов! Гастролировать с таким большим коллективом по Европе непросто. Но у меня есть лёгкая акустическая программа с минимальным количеством музыкантов и инструментов. И в будущем рассчитываю на концерты с симфоническим оркестром. Это – апофеоз нашего творчества, масштабное, грандиозное шоу, одно из лучших в инструментальной музыке.
– Даже когда смотришь и слушаешь фрагменты ваших концертов на YouTube, ощущаешь исходящую энергетику и драйв. Вероятно, когда вы выступаете живьём, эмоции зрителей выплёскиваются через край?
– Конечно, видеозаписи, телевизионные трансляции не могут в полной мере передать ту атмосферу, которая царит в зрительном зале. Живые концерты неповторимы, они создают особую магию, но и их видеозаписи дают представление о нашем творчестве. Выходя на сцену, я испытываю необычайное состояние эйфории и совершаю удивительное путешествие по разным странам и континентам, эпохам и галактикам. В это увлекательное путешествие вместе со мной отправляются и зрители, они покидают концерт одухотворёнными, их внутренний мир меняется, становится богаче и красочней.
– В Интернете можно увидеть много ваших записей, у них многомиллионные просмотры, но на радио и телевидении вы нечастый гость?
– Я не являюсь незамеченным артистом. Нас приглашают на радио, телевидение. У меня есть партнёрские отношения с крупными телеканалами и радиостанциями. Мы можем говорить о жанре, музыке, аудитории, финансовых вопросах, выпущенных пластинках, о перспективах, всём том, что интересует и музыкантов, и зрителей. Серьёзная музыка коммерчески выгодна, её слушают многие состоятельные и состоявшиеся люди. В ней находится золотое пространство музыкальной индустрии.
– Как живётся вам в сложную эпоху коронавируса, ведь все культурные мероприятия сейчас отменены?
– Для меня – это благоприятное время, возможность остановиться, поразмышлять, ощутить себя в общечеловеческом пространстве, побыть со своими близкими людьми. И, конечно, возможность творить, творить без оглядки на часы. Я с упоением играю, вновь возвращаюсь к каким-то мелодиям, а потом в студийной тишине, благо, моя студия находится рядом с домом, рождаются новые, удивительные композиции. Конечно, экономические трудности неизбежны, но не всё же измеряется деньгами.
– Ваша жена Евгения Дидюля – певица. Не тесно ли двум творческим людям под одной крышей?
– Что вы! Главное в наших отношениях – любовь и уважение. Мы вместе работаем над аранжировками, текстами песен, можем посоветовать что-то друг другу. У нас интересное фольклорное, этническое направление, в котором смешивается популярная, народная и экспериментальная музыка. Я трепетно отношусь к тексту, звуку, магии слова, и этот творческий союз объединяет нас.
– Сколько лет вашей дочери? Чем она увлекается?
– Арине 6 лет, она – путеводная звезда, которая вдохновляет меня. Дочь любит танцевать, рисовать, петь с мамой. Я подарил Арине маленькую гитару и учу её вслушиваться в чудесные звуки музыки.
Александр Островский, http://rg-rb.de