За карьеру она сыграла множество отрицательных сказочных героинь
Впервые о Вере Алтайской заговорили после выхода картины «Машенька», которую зрители увидели в разгар войны. Однако настоящая слава ждала ее после съемок в сказках и детских лентах «Морозко», «Жених с того света», «Марья-искусница» и многих других.
Глаза разного цвета
Родилась Вера 21 мая 1919 года в Петрограде. Ее мама была пианисткой и до 1917 года работала в кинотеатре, позднее зарабатывала исключительно уроками музыки. Кто был отцом девочки — так и осталось неразгаданной тайной. Вера не только никогда его не видела, но даже ничего о нем не слышала. Вскоре в их доме появился писатель Константин Алтайский-Королев, за которого мама вышла замуж. Он удочерил Верочку и вырастил ее как свою, окружая отцовской заботой и лаской.
Вера переехала в Москву и стала студенткой актерской школы, созданной на киностудии «Мосфильм». Она училась под руководством артиста Михаила Тарханова и режиссера Григория Рошаля. В 1940 актерская школа осталась позади, и ее взяли на работу на эту же киностудию. Хотя кинематографическая биография актрисы началась еще в годы обучения.
Вера Алтайская дебютировала в кино в 19 лет. В 1938 ее пригласили в ленту «Великий счет», где она примерила на себя эпизодический образ переписчицы. В следующем году ее пригласили на второстепенную роль в детском фильме «Личное дело». По мнению режиссера Александра Разумного, именно Алтайская больше всего подходила для образа вожатой – она была молодая и постоянно улыбалась.
Однажды судьба свела Веру с актером Алексеем Консовским. Алтайская была на семь лет его моложе и очаровала мужчину буквально с первого взгляда. В юности актриса была невероятно хороша собой: красивые черты лица, белокурые вьющиеся волосы и осиная талия. Но особого шарма и загадочности ей придавали глаза разного цвета: один карий, другой зеленый, за что внешность Веры называли колдовской. Добавьте к этому харизму, остроумие, талант, и станет ясно, что такую девушку мужчины не обходили вниманием.
Неудачный брак
После непродолжительного романа Вера приняла от Алексея предложение руки и сердца. А в 1941 году у супругов родился их единственный общий ребенок – дочка Светлана. В 40-е годы карьеры обоих актеров стремительно набирали обороты, они были востребованы, популярны и обласканы публикой. Звездный час Консовского пробил в 1947 году, когда он исполнил роль принца в культовом фильме-сказке «Золушка» по сценарию Евгения Шварца.
А вот семейная жизнь дала серьезную трещину. Вера и Алексей обладали непростыми характерами, всегда стремились быть первыми и не умели идти на компромиссы. Скандалы в их доме были явлением обыденным и с годами лишь учащались. Супруги снялись в нескольких общих картинах, но умудрялись бурно выяснять отношения даже на съемочной площадке, на глазах у коллег.
Алексей Анатольевич был экстравертом со зрителями, со стороны всегда казался веселым и общительным. Но в обычной жизни был довольно замкнутым человеком, редко заводил новые знакомства и тяжело воспринимал любые перемены. Вера Владимировна же с годами стала увлекаться горячительными напитками, под воздействием которых её и без того взрывной характер начал еще больше портиться.
В 1950 году, после десяти лет совместной жизни, брак актеров все-таки распался. Доподлинно неизвестно, почему это произошло, ведь сами супруги никогда свою личную жизнь не комментировали. По одной из версий Алексей не мог больше выносить постоянные скандалы, которые происходили на глазах у их дочери. Согласно другой версии, основной причиной стало усугубляющееся пристрастие Веры к алкоголю. Но, вероятнее всего, решающими были оба эти фактора. Тем не менее, следует отдать должное Консовскому, который никогда не отзывался плохо в адрес бывшей жены.
Однако Алексей забрал с собой дочь. Светлана не стала продолжателем актерской династии, ее увлекла лингвистика. Местом ее работы был комитет по телевидению и радиовещанию. Алтайская же продолжала сниматься. В 1959 на суд зрителей были представлены две таких ленты – «Марья-искусница» и «Снежная сказка». В обоих проектах Вера Владимировна сыграла отрицательные роли. В первом стала Тетушкой-Непогодушкой, во втором Продажной душой. После такого головокружительного успеха начинается долгий период сотрудничества актрисы и режиссера Александра Роу.
Режиссер задействовал Алтайскую в ленте «Вечера на хуторе близ Диканьки», где она примерила на себя образ колоритной жены кума Панаса. Спустя два года зрители увидели Веру Владимировну в сказке «Королевство кривых зеркал», где ей досталась роль Асырк, верной подданной главной героини. В 1964 актриса сыграла злую мачеху в картине «Морозко». В общей сложности, Вера Алтайская получила роли в семи фильмах Роу из девяти его последних проектов. Режиссера не стало в 1973 году, Алтайская покинула этот мир спустя пять лет. Последней ролью актрисы у Александра Роу была Кикимора Кухарочка в сказочной истории «Золотые рога».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Biographe.ru, 24smi.org, Freesmi-by.livejournal.com