Актер снялся в новой ленте «Пальма» — трогательной истории о собаке
Популярность к нему пришла только в зрелом возрасте. Однако с тех пор Ильин очень востребован в кинематографе.
Детство за кулисами
Для Владимира актерская профессия — это наследство, доставшееся от отца. Адольф Ильин в свое время был звездой Свердловского драматического театра. «Как и все дети актеров, я рос за кулисами, — рассказывал Ильин. — Мои первые воспоминания — даже не спектакли, а ветчина и плавленые сырки, приобретенные в буфете под запись, или «под карандаш», как мой папаня говорил. Он, бывало, брал рюмочку коньяку, правда, я никогда не видел, чтобы он при мне выпивал».
Владимир увлекался не только театром. Парень посещал балетную школу и занимался фигурным катанием. Когда он был подростком, отец ушел к другой женщине. Владимир перевелся в школу рабочей молодежи — вечерами учился, а днем работал лаборантом на одном из химпредприятий города. Потом поступил в местное театральное училище, где ранее учился Адольф Ильин. В 1969 году получил диплом, первым театром Владимира стал «Скоморох», с которым он объездил полстраны. Затем работал в труппах Москвы и Казани, пока, наконец, в 1974 году не был приглашен в Театр имени Маяковского.
«Были смотрины. Хотя, можно сказать, я очутился в театре благодаря случайности. Костя Григорьев, артист такой классный был в Москве, снимался в фильме Свердловской киностудии «Ищи ветра», — вспоминает Ильин. – Он и засунул меня вместо себя в дипломный спектакль одной выпускницы ГИТИСа. Дай бог ей здоровья (сейчас она руководит собственным театром) — благодаря ей я очутился в труппе. Хотя до этого какое-то время сидел без работы. Но у меня уже была Зойка — моя Зайка. Она человек, поющий всю жизнь, много работала в концертах. Так что меня и моих друзей поила и кормила. Жена у меня – золото».
Сейчас Зоя Пыыльнова поет в церковном хоре. А когда-то 15 лет отработала на Таганке. «Познакомились мы еще в Свердловске, когда она там была с концертной бригадой. В то время я работал в Казани у Феликса Григоряна, моего любимого педагога, а в Свердловск приехал навестить родных. Зоя шла с нашей коллегой, которая нас и познакомила. Это была Лиля Малкина. Она играла, если помните, бабушку в фильме «Осторожно, черепаха». В общем, эта встреча стала моей судьбой», — уверен Ильин.
«Уже спустя годы я ужаснулся»
Актерские браки часто недолговечны. Так и Владимир был вскоре выгнан из семейного гнезда — за пьянство. В результате лет пять они с Зоей вместе не жили. Тем более, что в самом начале знакомства договорились: «Надоедим другу другу — разбежимся, чтобы нервы не портить». Но чтобы жить в более комфортных условиях – в семейном общежитии — необходимо было расписаться, что они и сделали. «Нет, чувство было! Пока его не поломал мой образ жизни, — говорит Ильин. — Уже спустя годы я ужаснулся: как она меня терпела, дурака? Стремился к какой-то свободе, ни к чему не обязывающей. А она, эта свобода, крадет здоровье и душу разрушает».
Семья Ильина и Пыльновой считается очень религиозной. Так, без благословения своего духовника актер не играет ни одну роль. Друзья пары уверены, что к вере Зоя и Владимир пришли потому, что не смогли завести ребенка: у Пыльновой было пять выкидышей, после чего они оставили надежду стать родителями. Но у Ильиных много крестников. Кроме того, вера помогла Ильину оставить свое пристрастие к спиртному. В актерских кругах рассказывают следующую историю. Однажды во время гастролей в Днепродзержинске Владимир после спектакля выпил в компании и решил прыгнуть с моста в реку. Но неудачно нырнул и сильно пробил голову. Несколько дней врачи боролись за его жизнь. Армен Джигарханян привез из Москвы редкие лекарства, но тяжелая травма не заживала. И только когда жена Зоя сходила в церковь и поставила свечку за здравие мужа, недуг отступил. После этого Ильин окончательно бросил пить.
Первая серьезная роль — Романа Самоновского в мелодраме «Мой любимый клоун» — досталась Ильину в 39 лет. До этого фильма артист мелькал на экране в эпизодах и незначительных образах. После успеха мелодрамы Владимир Адольфович снимается регулярно и много. Среди его новых работ – лента «Пальма», об овчарке, которую хозяин, улетая заграницу, вынужден оставить прямо на взлетной полосе из-за отсутствия медицинской справки. Пальма прячется в аэропорту, изо дня в день встречая прилетающие самолеты в надежде, что хозяин вернется. Со временем она становится своеобразным символом аэропорта, оказываясь в центре всех важных событий в жизни его обитателей.
Одновременно в аэропорт прилетает 9-летний Коля. У мальчика погибла мама, и теперь его будет воспитывать отец, пилот Вячеслав Лазарев, прежде не знавший о существовании сына. Между двумя одинокими существами – Пальмой и Колей – сразу же возникает дружба. Лазареву, чтобы заслужить доверие сына, придется пойти против правил аэропорта, поставить под угрозу мечту всей своей жизни о международных полетах, оказавшись перед выбором – карьера или семья. А также решить, что делать, когда за Пальмой вернется ее настоящий хозяин, ведь для Коли это не просто собака, а единственный друг. Важная роль в ленте досталась Ильину, он сыграл механика аэродрома, который проверяет не только работающие самолеты, но и чинит свой старенький летательный аппарат. А еще приютил у себя в домике Пальму. Критики уже отметили, что эта роль механика стала в карьере Ильина одной из лучших.
К слову, история реальна, в московском аэропорту «Внуково» улетавший хозяин оставил восточноевропейскую овчарку из-за отсутствия врачебной справки. Она ждала его два года, жила на аэродроме, собаки ухо порвали, никому в руки не давалась, но едва подавали трап к «Ил-18», овчарка приближалась к нему и, остановившись на безопасном от людей расстоянии, ждала. Сотрудники аэропорта её подкармливали и звали Пальмой, ведь никто настоящего имени не знал. Об этой истории написали газеты, но хозяин так и не объявился. И сотни людей из разных городов страны хотели Пальму забрать, а улетела она в Киев. К моменту, когда доцент киевского пединститута Вера Котляревская с помощью аэродромных служащих добралась до Пальмы, собака была напугана чрезмерным вниманием сочувствующих. Котляревская проводила с Пальмой дни от зари до зари, проявляя терпение и такт. В день эвакуации овчарке дали снотворное и внесли в самолет. Веру Арсеньевну и Пальму сопровождал в пути добровольный помощник, ветеринар Андрей Андриевский. Первое время Пальма чувствовала себя неуютно в новом киевском жилище. Но семья Котляревских говорила тихо, чтобы не напугать собаку, не закрывала дверей комнат, чтобы она не чувствовала себя пойманной… Постепенно Пальма стала приживаться. Вера Арсеньевна записала в дневнике: «Очень уравновешенная собака, с устойчивой нервной системой и стойкой привычкой к человеку и дому». А потом у Пальмы появились три щенка. В 1988 году на основе этих событий был снят фильм «На привязи у взлётной полосы».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Stuki-druki.com, 24smi.org, Peoples.ru, l-o-s-h-a-d.livejournal.com