Режиссер дважды женился на Алентовой, отказался вручать премию фильму, «позорящему страну», и не поверил, что получил «Оскар»
Он снялся более чем в сотне фильмов, но свои актерские работы воспринимал, скорее, как хобби. Главное дело его жизни – режиссура. Однако прежде чем добиться немыслимых успехов, Владимиру Валентиновичу пришлось пройти через многие трудности.
«Баку подарил мне не только жизнь, но и исполнил мечту»
Владимир Меньшов появился на свет 17 сентября 1939 года. Его родители, Валентин Михайлович и Антонина Александровна, оба родом из Астрахани. Несмотря Они прожили много лет в счастливом браке, родив двоих детей: Владимира и его сестру Ирину. Отец Меньшова окончил мореходное училище, работал первым помощником капитана, после чего служил в НКВД. Мать же была дочерью кулака. Она уехала из родного села и устроилась работать горничной на корабль, который следовал рейсом Баку-Иран. Там же и состоялась судьбоносная встреча с Валентином, в 1938 году они поженились.
Первые восемь лет жизни Володи прошли в солнечном Баку. «Жили мы рядом с Девичьей башней, потом переехали в дом на проспекте Нефтяников, там прожили года два. Здесь я пошел в первый класс, где проучился около недели, после чего отца перевели в Архангельск, куда мы уехали всей семьей». Второй этап жизни в Баку Меньшов относил уже к более зрелому возрасту: живя у тети в Баку, будущий актер и режиссер работал водолазом и готовился к поступлению на актерский факультет Школы-студии МХАТ. «Я решил, что родные края мне помогут исполнить главную мечту – так и произошло. Баку подарил мне не только жизнь, но и исполнил мечту», – вспоминал Владимир Меньшов.
Все началось, когда после окончания войны, в 1947 году, отца Владимира Валентиновича перевели на север – в Архангельск. После жаркого и солнечного Баку такие изменения казались кардинальными. Главным увлечением Вовы было чтение: сначала он зачитывался приключенческой литературой, потом перешел на классику. В 1950 году вся семья переехала на родину родителей, в Астрахань. В этот период Владимир заинтересовался кинематографом: знал наизусть все фильмы, читал специальную литературу. Его настолько поглотила любовь к кино, что он решил связать с ним жизнь.
Попытки поступить
«Моя мечта об актерской профессии — школьника из простой семьи, родившегося в Баку и выросшего в Астрахани, — представлялась чем-то вроде дороги на другую планету. Какой такой ВГИК? Какое кино? Это дело для избранных! Одноклассники смеялись, родители видели меня военным, — вспоминал Меньшов. — Вообще, за свою жизнь я работал и на земле, и под землей, и под водой. Однажды даже спускался под воду в скафандре. Но с мечтой о кино не расставался никогда: скупал все тематические журналы, не пропускал ни одного фильма в местном кинотеатре. И в один прекрасный день оказался в Москве, у дверей ВГИКа, единственного вуза, который знал».
Он всегда верил в себя, несмотря на то, что часто сначала терпел неудачи: «Я приехал поступать «на актеры» с товарищем из Астрахани. Он читал Маяковского, готовился серьезно. А я думал, что надо просто прогуливаться перед комиссией и ждать, когда она скажет, гожусь я или нет. Приехал и обнаружил, что все не так просто. Поначалу мы даже переступить порог института боялись. На второй день только решились. Сидели и смотрели с завистью и обожанием на студентов. Всю их будущую соблазнительную жизнь я воспринимал через кино. Картину «Весна на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым в главной роли знал наизусть. До сих пор помню многие реплики, песни оттуда заучивал. А какие звезды тогда снимались! Белов, Румянцева, Фатеева. Сплошь красавцы и красавицы. Меня в этот мир тянуло безумно».
Но экзамены Меньшов провалил. Вернувшись из Москвы в Астрахань, он готовился к повторному поступлению и был принят в местный драматический театр, во вспомогательный состав. На шахту в Воркуту он поехал вместе со своим другом Колей. По рассказам самого Меньшова, на тот момент в Воркуте был всего лишь один телеканал, и тот – городской. Услышав, о том, что начинается конкурс на место диктора новостей, Владимир долго уговаривал и подбивал своего друга поехать туда на пробы. Исход оказался, как это часто бывает, не в его пользу. На место диктора взяли Колю, а Владимиру отказали. «По вечерам, вернувшись из шахты, я наблюдал Колю по телевизору, читавшего последние известия», – вспоминал в своих интервью Меньшов.
Семья со второй попытки
Несмотря на свои неудачи (ему не удавалось сдать экзамены для поступления целых три раза), будущий актер не сдавался. В 1961 году он снова поехал в Москву, и на этот раз у него получилось: Владимир сумел поступить в Школу-студию МХАТ. Обучение также давалось Меньшову непросто: педагоги часто сомневались в его таланте. Сомневался и он сам, но это не погубило его веру в себя. Кстати, о вере: в Школе-студии Владимир познакомился со своей будущей женой Верой Алентовой, на втором курсе они сыграли свадьбу. Сама Алентова не жалела, что так рано связала себя узами брака: «Нам было так интересно вместе! Конечно, моя мама была в ужасе. Конечно, она говорила: «Подумай!» Все мамы в ужасе, все говорят: «Подумай!» Когда наша Юля собралась в первый раз замуж в семнадцать лет, я тоже схватилась за голову и сказала: «Подумай!»
Алентова помнит, как они с Меньшовым шли из загса – и к ним подошла незнакомая старушка: «Указав пальцем на Меньшова, она сказала мне странную, как тогда показалось, фразу: «Развод ничего не даст – один у тебя муж, по судьбе один». Погрозила пальцем и ушла». Через три года после рождения дочери супруги расстались – любовная лодка разбилась о быт. Маленькая Юля осталась с мамой, отец укатил искать счастья в город Ставрополь.
Четыре года Алентова, как и ее героиня Катя в фильме «Москва слезам не верит», тянула лямку матери-одиночки. Начинала, конечно же, встречаться с мужчинами, но быстро в них разочаровывалась. «Володя приезжал к дочери, я не препятствовала их общению, – вспоминает актриса. – А однажды бывший муж пришел и хмуро заявил: «Ни ты лучше меня не найдешь, ни я лучше не найду, так что перевожу вещи обратно к вам». И вернулся». Судьбу родителей повторила и Юлия Меньшова. Она рассталась с мужем, актером Игорем Гординым, на 4 года, но их отношения возобновились на съемках совместного фильма.
«Мы очень разные, поэтому замечательно дополняем друг друга, — говорил о своей жене Меньшов. — И мне просто, честно говоря, интересно за ней наблюдать, чтобы понимать, что люди устроены совершенно по-другому. Бывает же так! А я бы вот… Поэтому мы, надо сказать, очень удачная пара». Алентова тоже говорила в своих интервью, что трудно найти более разных людей, чем они с мужем. «Из-за этого порой так же горячо, как в юности, выясняем отношения… Спустя более полувека нашей совместной жизни он остался таким же, каким был в 20 лет. Очень открытый. Расскажет все про себя, меня, примет полный дом гостей, притащит продуктов, приготовит, угостит», — рассказывала актриса.
Они с женой говорили, что любые отношения, даже приятельские, требуют усилий и труда. Чтобы их поддерживать, надо хотя бы иногда позванивать друг другу: «Вы ведь комнатные растения поливаете, чтобы они не погибли? Так и отношения: вряд ли они могут сохраниться просто так, без наших усилий – за ними нужно ухаживать».
Отказал фильму, «позорящим мою страну»
Проработав год в Ставрополе и попробовав там себя в качестве режиссера, Владимир привез Ромму на суд свои работы и так ими понравился Михаилу Ильичу, что тот взял его сразу на 2-й курс, придумав специально для Меньшова «аспирантуру по режиссуре»: «Ромм сказал мне: «Я прочел ваши работы, вы мне очень понравились, я вас беру на второй курс». Для меня это был один из счастливейших моментов в жизни. Позже Ромм придумал сделать меня аспирантом по режиссуре. Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма», — рассказывал Владимир Валентинович.
Тогда же, по совету самого Меньшова, его однокурсник Александр Павловский приступил к съемкам своего фильма «Счастливый Кукушкин» по рассказу Валентина Катаева «Ножи». Съемки проходили в Одессе, в этой картине Владимир дебютировал и сразу же исполнил главную роль. Фильм был награжден главным призом на киевском кинофестивале «Молодость-71». В 1971 году Меньшов принял предложение сыграть главную роль в картине «Человек на своем месте» Алексея Сахарова. С этого момента карьера актера пошла в гору, он стал востребован. Но еще больший успех ждал его в режиссуре.
Когда Владимир Меньшов загорелся идеей снять фильм «Москва слезам не верит», никто не ожидал такого успеха. В главной роли Меньшов снял свою супругу Веру Алентову. И вот, картина представлена публике. «Спустя пару дней после этого я попадаю на Пушкинскую площадь – на ней стояло около тысячи человек. Я подумал, что проходит какой-то митинг. Потом приглядываюсь и понимаю, что все эти люди стоят в очереди за билетами на картину «Москва слезам не верит». Причем не на сегодняшний день и не на завтрашний. Билеты покупали на неделю вперед», – рассказывал Владимир Меньшов.
Фильм был номинирован на «Оскар» как «Лучший иностранный фильм года». Это была третья статуэтка для советского кино от американских киноакадемиков после «Войны и мира» (1968) и «Дерсу Узала» (1975). Но Меньшов не поверил, когда 1 апреля раздался звонок с поздравлениями: «Когда мне сообщили, что я получил «Оскар», то решил, что это розыгрыш. За первый год проката его посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Прежде всего, в этой истории были аналогии с моей собственной судьбой: влюбленность в Москву и желание завоевать ее. Другой момент, который сразу привлек внимание в сценарии, — замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через 20 лет. Я сразу стал думать, как это можно снять. Самые большие трудности возникли с подбором актеров на главные роли. Большинство тогдашних звезд на предложение сняться в фильме «Москва слезам не верит» отвечали просто: «Нет, это неинтересно».
Следующей режиссерской удачей Владимира Меньшова стала картина «Любовь и голуби» с Александром Михайловым, Людмилой Гурченко, Ниной Дорошиной, Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Эта простая, но берущая за душу, комедия была встречена зрителями с огромным восторгом, стала одним из самых популярных фильмов 80-х годов и разошлась на цитаты. При этом Владимир Меньшов продолжал сниматься в кино. Зрители полюбили его немолодого жениха Пашу Голикова в комедии «Где находится Нофелет?», запомнился он как неравнодушный отец в социальной драме Карена Шахназарова «Курьер», по роли прокурора в мистико-философской ленте 1988 года «Город Зеро». Запоминающаяся роль была и в сериале «Ликвидация», где он сыграл маршала Жукова.
Интересно, что в эпизодических ролях Владимир Меньшов появлялся и в своих фильмах, но не был указан в титрах. Например, в роли друга Гоши на пикнике («Москва слезам не верит») или ведущего кадрили в картине «Любовь и голуби».
Он не боялся отстаивать свою точку зрения. В 2007 году на премии MTV Меньшов отказался давать награду военному фильму «Сволочи», который, по мнению режиссера, «позорит мою страну». И предложил сделать это Памеле Андерсон. После этого Владимир Валентинович бросил премию на пол и покинул сцену.
В последние годы жизни Владимир Валентинович продолжал заниматься режиссурой, вовсю работал над документальным фильмом о ВГИКе и его 100-летнем юбилее. В съемках ему помогали студенты его режиссерской мастерской. 26 июня 2021 года Владимир Валентинович должен был присутствовать на публичном мероприятии, но не смог из-за плохого самочувствия. Врачи диагностировали у него коронавирус, который поначалу протекал в легкой форме. Спустя несколько дней состояние Меньшова резко ухудшилось, его госпитализировали в одну из клиник Москвы и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Знаменитый режиссер умер утром 5 июля 2021 года.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Мир» , «Звездный бульвар», «Страна»