Владимир Высоцкий за свою короткую жизнь успел завоевать сердца миллионов людей по всему миру. Он был поэтом, играл в театре, снимался в кино. 25 января 2023 года исполнилось 85 лет со дня его рождения.
Он и его гитара собирали полные стадионы. В музее Высоцкого сохранились письма восторженных поклонников. Их поэт получал десятками тысяч. Для широких масс он был своим. Запросто мог устроить концерт на шахте, в общежитии или на кухне.
В квартире на Малой Грузинской поэт прожил свои последние пять лет. В этой гостиной Высоцкий давал интервью, устраивал квартирники и работал, повернувшись к окну спиной, чтобы ничто не отвлекало. «Самое главное было творчество. И он понимал, он ощущал дар, который у него был. И понимал, что этот дар не способ заработать себе какие-то очки, а что этот дар его обязывает, что он должен очень многое успеть сделать», – отметил директор Государственного музея Владимира Высоцкого Никита Высоцкий.
Несмотря на то, что в школе юный Володя посещал драмкружок под руководством актера МХАТ В. Богомолова, после получения аттестата он подал документы в Московский инженерно-строительный институт, где в итоге не проучился и года. Одна из легенд гласит, что в новогоднюю ночь с 1955 по 1956 год Володя Высоцкий с другом Игорем Кохановским вместо праздника чертили чертежи – иначе бы их не допустили к сессии. Однако Высоцкий, как только закончил с чертежами, взял банку чернил – и вылил их на все свои труды, приговаривая: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую вступить в театральный. А это — не мое…»
Он любил жизнь. Писал, как и играл, на разрыв аорты – с эмоциями, бьющими через край. Хлопуша, Свидригайлов, Гамлет. В театре на Таганке Высоцкий служил с момента основания в 1964-м. Трудовую дисциплину нарушал, часто собирался уйти. Горячился. Но в итоге так и остался верен ему до конца.
Феномен популярности Высоцкого начался после выхода на экраны фильма «Вертикаль». В нем он исполнял авторские песни, написанные специально для фильма. Зрители приходили на сеансы и записывали слова в блокнот.
С фильмом «Вертикаль» связана забавная история. Режиссер Станислав Говорухин, зная, как ответственно актер относился к написанию песен, зашел в номер Высоцкого, пока тот отсутствовал, и, наткнувшись на лежащие на кровати исписанные листки, прочитал слова песни «Мерцал закат, как блеск клинка…». Говорухин быстро запомнил текст и отправился на поиски Высоцкого. Тот в это время сидел в буфете и подбирал аккорды. Не успел режиссер подойти, как Высоцкий объявил, что уже подготовил отличную песню для фильма и готов исполнить ее.
— Ну, давай, — согласился Говорухин.
Когда Высоцкий запел, режиссер театрально замахал руками:
— Володя, да ты что, шутишь?! Это известная песня, все альпинисты ее знают!
Высоцкий не поверил, но Говорухин стоял на своем:
— Володя, точно тебе говорю! Там еще припев будет такой: «Отставить разговоры,/ Вперед и вверх, а там,/ Ведь это наши горы,/ Они помогут нам…»
Высоцкий так растерялся и расстроился, что даже предположил, что «услышал» эту песню когда-то в детстве, и она осталась у него в подсознании. Говорухин, увидев, как артист распереживался, во всем признался…
А для миллионов телезрителей Высоцкий остался Глебом Жегловым. За эту роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» был посмертно удостоен государственной премии. Во время съемок не щадил ни себя, ни окружающих. Наизусть знал весь текст и выкладывался уже на первых дублях. «Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера, — рассказывал режиссер Станислав Говорухин. – Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое. При этом артист был какой-то… торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Третьи, четвертые дубли он играл плохо. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался, чтобы второго не случилось. Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля. Особенно тяжело было озвучивание. Ему было совсем не интересно повторять то, что он произнес на съемочной площадке».
Его песни влюбляли в себя с первых нот. «Если он сидел у тебя в компании, даже если стол был накрыт, все прекращали, никто не ел за столом, естественно. Звона вилок не было слышно. Он брал гитару и все. Он в компании не мог вполголоса петь. Он все выкладывал, свою душу», – вспоминала народная артистка Лариса Лужина.
В течение жизни Высоцкий написал около восьмисот песен, а также исполнил около тридцати ролей в кино и двадцати — на сценах театров. В 1978 году ему было официально присвоено звание эстрадного солиста-вокалиста высшей категории.
Владимир Высоцкий дважды переживал клиническую смерть. В первый раз в 1969 году, тогда его третья жена Марина Влади (Марина Владимировна Полякова, гражданка Франции) спасла Владимиру Семеновичу жизнь – у артиста лопнул в горле сосуд. Влади, услышав в ванной стоны, распахнула дверь и, увидев, что любимый истекает кровью, принялась срочно звонить в «Скорую». Вот что она вспоминает в своей книге «Владимир, или Прерванный полет…»:
«Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать «Скорую», у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, ты не транспортабелен. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий – это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина – французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…»
Клиническая смерть длилась 11 минут, а операция по спасению жизни Высоцкого заняла 18 часов. Если бы Влади не потребовала от врачей немедленной помощи, Высоцкий бы скончался – тогда на счету была каждая секунда. Вторую клиническую смерть артист пережил в 1979 году, незадолго до своей смерти.
Высоцкого не стало во время московской Олимпиады. К театру на Таганке хлынула толпа. Проститься с актером пришли тысячи людей.
Бесспорно, сейчас в медийном пространстве на слуху больше имена современных кумиров молодежи. «Посмотрим, что люди будут помнить через 40 лет про сегодняшних звезд, — говорит Никита Высоцкий. — Да, есть такая проблема: время никого не щадит. Уходит поколение современников Высоцкого, для которого он был значимой фигурой. Для многих людей, кому сегодня 20-25 лет, Высоцкий — кумир бабушек и дедушек. С другой стороны, я работаю в музее и вижу, что очень много молодых людей сюда приходят. Несколько дней назад у нас был четвертый курс школы-студии МХАТ. Они подготовили программу «Наш Высоцкий». Это было здорово. Самое главное, это было интересно им самим, и в зале были молодые люди.
Так что, не скажу, что популярность Высоцкого падает, но она меняется. Отношение к нему все равно очень глубокое, очень серьезное. Количественно же, да, такой популярности, какая у него была при жизни или в первые годы после того, как он ушел, наверное, нет. Впрочем, интерес к Высоцкому — волнообразный. Мне кажется, что сейчас идет подъем волны. Я это вижу по количеству скачиваний [песен] в интернете, по тиражам его книг. Он вполне себе сегодняшняя фигура. Не знаю, насколько он конкурирует со звездами в глазах современной молодежи и нужно ли ему это делать, но он все равно в числе топовых авторов и исполнителей, в том числе если сравнивать с современными артистами, я имею в виду количественно. Что касается качества, это уж каждый пусть сам решает».
В честь Владимира Высоцкого названы улицы, бульвары, аллеи, скверы… Его имя носят почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников, также его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля. В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij). Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, даже сорт гладиолусов. А в Екатеринбурге существует 200-метровый небоскреб (54 этажа), названный «Высоцкий» — также в честь поэта.
Источник: mir24.tv, riafan.ru, soyuz.ru