Со дня рождения актера исполняется 85 лет
Даже небольшой эпизод он играл так, что его запоминали, и несмотря на почти полное отсутствие в послужном списке Невинного того, что называется большими ролями, его знали и любили все от мала до велика.
Мечта играть во МХАТе
Вячеслав Невинный родился 30 ноября 1934 года в Туле. Он очень рано стал проявлять интерес к театру, еще в школе принимал участие в постановках драмкружка. Но первая попытка Невинного поступить в школу-студию МХАТа в 1954 году оказалась неудачной. Будущий любимец зрителей не прошел по конкурсу. Однако отказываться от своей мечты Слава не собирался. Целый год, до следующих вступительных экзаменов, он играл во вспомогательном составе тульского ТЮЗа, чтобы вновь попытать счастья во МХАТе. И оно ему улыбнулось — в 1959 году, после окончания школы-студии, Невинный стал мхатовцем. До конца своих дней.
Впервые на экране актер появился в 1960 году. В психологической драме Владимира Герасимова «Испытательный срок» он сыграл роль молодого работника милиции Зайцева. «Увиденное оказалось так не похоже на то, что я себе представлял! – вспоминал Вячеслав Михайлович. — Подумал даже: «Зачем надо, чтобы другие на это смотрели?» С тех пор старался не ходить на свои фильмы и не говорить о них».
А вот зрителям столь характерный актер сразу понравился. В 60-70-е годы он регулярно снимался, причем весьма удачно. Невинный запомнился по ролям молодого колхозника Павла Маркушева в социальной драме «Председатель», Любашкина в комедии «Тридцать три», Серебровского в киноповести «Это случилось в милиции», Фарлафа в экранизации пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Огромный успех актеру принесло сотрудничество с такими мастерами, как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай. У последнего в комедии «Не может быть!» Невинный впервые исполнил свою знаменитую песню: «Губит людей не пиво, губит людей вода». Потом были замечательные и «Гараж», и «Мертвые души», и «Гостья из будущего», и еще более 70 картин.
Невинного обожали дети, поскольку он сам в душе оставался ребенком. О том, как Невинному работалось над мультфильмом «Ежик в тумане», Юрий Норштейн говорил: «Он не мог допустить халтуры в работе, потому что он — Невинный! Актер, которого знают все». Впрочем, сам Вячеслав Михайлович как-то сказал: «Я убежден: научить артиста играть нельзя. А научиться — можно, но только если у человека в организме есть витамин Т — иначе талант».
«Я почти начал сходить с ума»
С будущей женой Невинный познакомился в МХАТе. Вячеслав Михайлович только что окончил школу-студию, а Нина Гуляева уже была заслуженной актрисой. К тому времени она уже успела выйти замуж и сыграть несколько ролей на сцене прославленного театра, в том числе в спектакле «Битва в пути». В нем же получил одну из первых своих ролей и Вячеслав Невинный.
Через несколько месяцев после знакомства с Ниной он окончательно потерял голову — приходил на все спектакли, где была занята Гуляева, дарил ей цветы, звонил домой. Та же была в меру сдержанна — как-никак замужем. Однако Невинный был настойчив. Когда Гуляева ушла работать на радио, он и там не оставлял ее в покое — в любой мороз или слякоть терпеливо поджидал у выхода и провожал домой. И так продолжалось три года.
«Он говорил: «Уходи от мужа», — вспоминала Гуляева. — В конечном итоге, у меня с супругом начались размолвки, и я бросила его. Жила с подружкой на квартире. Через какое-то время поняла, что люблю Славу. Когда у нас со Славой родился мальчик, хотели назвать его Ильей. На первом кормлении я увидела его нос — как сапог. Подумала, пусть и сын будет Славой — уж очень похож на отца». В день регистрации сына пара оформила свой брак — 30 ноября 1965 года.
В одном из интервью Невинного спросили: «Абсолютно все ваши персонажи чертовски обаятельны. Даже отъявленные негодяи. Вы и в жизни такой?» На что он ответил: «Я — разный. Вообще-то, дома меня не любят. Потому что с посторонними я более общителен, приятен, податлив. А близкие предъявляют претензии, что я мрачен, невесел, раздражителен, и это с возрастом все заметнее — устаю-то чаще. Вырабатывать имидж, как это теперь называют, я никогда не старался — человек, мне кажется, должен быть как можно естественнее. Особенно артист. С годами это дается все труднее. Не зря Чехов относился к актерам как к капризным, злым детям, хоть и любил их всей душой. Он подмечал нашу пресловутую неестественность. Человек начинает представлять собой Нечто. А на самом деле хорошо бы удержаться и ничего собой не представлять».
Многие годы у актера была тяжелая форма сахарного диабета. В 2005 его прооперировали в военном госпитале. Отрезали стопу левой ноги, потому что началась гангрена на фоне осложнений. Актеру изготовили специальный протез. Через несколько месяцев гангрена поразила правую ногу. Вячеслав Невинный не хотел еще одной операции, скрывал от родных признаки болезни. Сам делал перевязки. Но когда внезапно началось кровотечение, артиста немедленно доставили в больницу. Чтобы спасти жизнь, сделали вторую ампутацию.
Вячеслав Михайлович тяжело переживал потерю ног. «Долго не мог прийти в себя. Иногда не хотелось просыпаться утром. Я почти начал сходить с ума», — говорил он тогда. В последний раз на сцену он вышел в феврале 2005. В чеховской «Чайке» играл Сорина. Его герой постоянно куняет. Вячеслава Михайловича посадили в кровать и вывезли на помост.
Последние месяцы Вячеслав Михайлович общался с друзьями и коллегами только по телефону. Артиста постоянно поддерживали сын и жена. Чтобы муж не чувствовал себя оторванным от театра, Нина Ивановна репетировала с ним свои роли. 31 мая 2009 года Невинный вновь почувствовал себя плохо. «В три утра вызвали «Скорую», — говорит Нина Гуляева. — Врачи измерили давление и охнули: стрелка показывала на 180. Сказали немедленно везти в больницу — гипертонический криз. Но Вячеслав Михайлович отказался. Он так и умер у меня на руках».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://segodnya.ua , http://KM.ru