За хищения обвинение просило 6 лет колонии. Почему многие знаменитости защищают худрука «Гоголь-центра»
Суд приговорил худрука «Гоголь-центра» и режиссера Кирилла Серебренникова к 3 годам условного срока, хотя обвинение просило 6 лет колонии.
Во время приговора смотрел в телефон
Вердикт был вынесен 26 июня 2020 года Мещанским райсудом Москвы. В ходе оглашения приговора Серебренников почти не обращал внимания на слова судьи, зачитывающей приговор в его отношении, и смотрел в свой мобильный телефон.
В приговоре указывается, что Серебренников осуществлял общее руководство схемой по хищению денег в размере 129 миллионов рублей (около двух миллионов долларов по сегодняшнему курсу. — Ред.), которые были выделены государством на культурные мероприятия. А двое продюсеров – Итин и Малобродский – готовили запросы на финансирование с завышенными суммами и помогали похищать деньги. «Преступная группа носила устойчивый характер и действовала с целью хищения бюджетных средств», – заявила судья Мещанского суда Олеся Менделеева, зачитывая приговор.
Суд пришел к выводу, что по указанию Серебренникова через фирмы-однодневки и не выполнявшие никакой работы ИП Синельникова было обналичено около 132 млн. рублей, выделенных государством на театральный проект «Платформа», из которых похищено было около 129 млн. рублей. «Средства перечислялись со счета АНО «Седьмая студия» на счета фирм-контрагентов, после чего за вычетом процента комиссии они возвращались в виде наличных», – пришел к выводу суд, отметив, что комиссия за услуги по обналичиванию колебалась от 8 до 9 процентов.
Защита утверждала, что обналичивание средств происходило без ведома Серебренникова, а все обналиченные деньги тратились на организацию спектаклей. Подтвердить свою позицию документами сторона защиты не смогла. Адвокаты утверждают, что эти документы были уничтожены сотрудниками студии после закрытия проекта «Платформа».
Также суд Москвы переквалифицировал обвинение бывшему директору департамента господдержки искусства Минкульта Софье Апфельбаум по делу «Седьмой студии» с мошенничества на халатность. Согласно приговору, чиновница не была в курсе преступных намерений других фигурантов. Оглашая приговор, судья сказала, что Софья Апфельбаум могла проверить, но не проверила документы «Седьмой студии» ввиду «ненадлежащего отношения к службе». Апфельбаум приговорили к штрафу в 100 тыс. рублей и освободили от наказания за истечением срока давности.
В итоге все обвиняемые по этому делу приговорены к условным срокам наказания. Сам Серебренников получил три года условно и должен заплатить штраф в размере 800 тысяч рублей. В вердикте записано, что Серебренников «может исправиться без реального наказания». Кроме того, суд не стал назначать Серебренникову дополнительное наказание в виде запрета занимать руководящие должности.
Суд постановил также взыскать с фигурантов ущерб в размере 129 миллионов рублей в рамках гражданского иска. Для этого оставили в силе обеспечительный арест, наложенный в ходе следствия на машину Skoda Octavia Малобродского, квартиру Серебренникова в Германии стоимостью 300 тысяч евро, ювелирные украшения и денежные средства: 12,6 миллиона рублей, пять тысяч евро и 87 тысяч долларов.
Суд также обратил внимание, что Серебренников и другие фигуранты отрицали причастность к хищениям, чтобы обмануть суд и избежать наказания.
Киркоров, Калягин, Безруков и прочие
Суть дела Серебренникова такова. С 2011 по 2014 год Минкульт РФ выделил более 214 миллионов рублей на развитие и популяризацию современного искусства. Для этого Серебренников придумал проект «Платформа», который объединял четыре направления: театр, танец, музыку и медиа. Его реализовала некоммерческая организация «Седьмая студия», в которую вошли продюсеры Алексей Малобродский, Юрий Итин и Екатерина Воронова, Нину Масляеву назначили главным бухгалтером. В том числе на эти средства Серебренников ставил спектакли в «Гоголь-центр», который он возглавляет. Туда в 2017 году туда пришли следователи и обвинили «Седьмую студию» в хищениях. А именно: в мошенничестве с суммой 129 миллионов.
Первыми подозреваемыми стали Итин, Малобродский, Масляева и Воронова, которая успела сбежать за границу и сейчас находится в международном розыске… За три года следствия режиссер успел и проходить как свидетель, и как уже обвиняемый пробыть длительный срок под домашним арестом.
Многие его поклонники, коллеги, друзья уверены, что дело против Серебренникова полностью сфальсифицировано, а основная тому причина — его оппозиционная политическая позиция. Поручителями Серебренникова вызывались многие известные люди, такие как Филипп Киркоров, актриса Чулпан Хаматова, телеведущий Андрей Малахов, Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Лия Ахеджакова, актер и глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, Сергей Безруков, режиссер Александр Сокуров, Рома Зверь (лидер группы «Звери»), актер Александр Филиппенко и другие. «Были финансовые нарушения. Но никто же не стал сиротой», – цинично заявил директор театра Вахтангова Кирилл Крок. «Бардак у Кирилла Серебренникова был. Но за бардак по-другому наказывают!» – считает режиссер Павел Лунгин.
Перед началом суда театральные деятели в Москве собрали более трех тысяч подписей в защиту фигурантов и отправили письмо министру культуры России Ольге Любимовой. Худруки театров, режиссеры, актеры призвали ведомство отозвать иск о возмещении ущерба и таким образом «способствовать справедливому разрешению дела». Их не смутило, что все это – явная попытка повлиять на правосудие, незаконное давление на суд. В министерстве отказались пойти навстречу.
Деятели искусства защищают из цеховой солидарности режиссера Серебренникова, как, впрочем, и актера Михаила Ефремова, который пьяным и под воздействием наркотиков сел за руль и, спровоцировав ДТП, убил курьера Сергея Захарова. «Защитники» — группа богатых, знаменитых и авторитетных, которых объединяют не столько общие политические взгляды, сколько принадлежность к одному кругу, который противопоставляет себя остальному обществу, — защищают даже не Серебренникова или Ефремова, а самих себя, присвоенное самими себе право быть выше закона.
В день оглашения приговора поклонники Серебренникова и либеральные активисты готовились использовать процесс, чтобы устроить массовый протест. Около здания суда собрались сотни поклонников Серебренникова и либеральных активистов. Когда стало известно, что он и его подельники выходят на свободу, это было встречено аплодисментами и криками ликования.
Но у многих такой необычно мягкий приговор людям, которые украли у государства огромные деньги, вызвал недоумение. «У нас тому, кто булку украл, дают реальные сроки, а тут объявлено – «преступная группа», украдено 129 миллионов, и обвиняемые отделались легким испугом. И это правосудие?!» – возмущаются пользователи в Сети.
Однако на этом фоне звучат и голоса, полагающие, что в данном случае оппозиция лишилась повода сделать из Серебренникова «пострадавшего героя», превратить его в «жертву режима». Так, газета «Вашингтон пост» пишет, что Серебренникова будто бы преследуют за то, что он «часто критикует консервативных политиков, все более жесткую цензуру и усиливающийся авторитаризм. Он высказывался за антиправительственные протесты в 2018 году, поддержал права ЛГБТ и подверг критике усиление политического влияния Русской православной церкви», – заявляет газета, намекая, будто это и стало причиной суда над режиссером.
«Серебренникова же не за спектакли судят. Не за то, что там кто-то голый ходит. Это вопрос субъективный. Их судили не за то, что они талантливые или бездарные, а за растраченные деньги, — говорит агентству Business Online Александр Славутский – художественный руководитель, директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. Качалова. – Я, будучи худруком и директором театра, за каждый рубль отвечаю, все время отчитываюсь. Меня проверяют десятки комиссий. И я себе такое никогда в жизни не мог бы позволить, что позволили себе ребята. Если дали столько денег, почему же не потребовали своевременного отчета? Человек, если проворовался, должен сидеть в тюрьме».
Спектакли с сексом и матом
Кирилл Серебренников — уроженец Ростова-на-Дону, ему 50 лет. По образованию Серебренников – физик, выпускник ростовского физфака, а театрального образования не имеет. В 2012 году его назначают главным режиссером одного из крупнейших и старейших в Москве театра им. Гоголя, причем вопреки закону без всякого конкурса. Серебренников ставит спектакли «Раздетые», «Дневник убийцы», «Постельные сцены», «Изображая жертву», «Человек-подушка», «Отморозки». Герой спектакля «Пластилин» – мальчик 14 лет, изнасилованный матерью и двумя мужчинами. В «Полароидных снимках» можно видеть некрофилию и педерастию одновременно – на сцене совокупляются два представителя мужского пола, живой и мертвый. В «Голой пионерке» фигурирует девочка, попавшая на фронт, изнасилованная советскими солдатами и ставшая фронтовой проституткой. В спектакле «Клеопатра и Антоний» декорации изображают сцены совокуплений и т.д., и т.п.
В июле 2013 года спектакль «Человек-подушка» стали проверять на предмет педофилии. Режиссер дал письменные объяснения следователю на наличие в постановке «сцен педофилии» и сцен «насилия с участием детей». Затем в прокуратуру обратился независимый фонд развития культуры «Искусство без границ», попросив проверить «Гоголь-Центр» на предмет использования в постановках «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии». Еще один скандал разразился, когда стало известно о намерении Серебренникова снять фильм «Чайковский» по собственному сценарию, где великий композитор должен был представлен именно с позиции его будто бы нестандартной сексуальной ориентации.
Кстати, назначение Серебренникова главным режиссером в театр имени Гоголя, который слыл одним из последних бастионов реалистического направления в искусстве, вызвало в свое время активный протест актеров театра. «Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего психологический театр – это мощный толчок к гибели театра», – заявили актеры в своем открытом письме. Экс-худрук Театра имени Гоголя Сергей Яшин, которого уволили, чтобы назначить Серебренникова, назвал тогда происшедшее «бандитизмом».
Серебренников выступал против ряда российских законов — об ужесточении наказании за участие в митингах, запрета усыновления иностранцами российских детей. Высказывался против ограничения прав ЛГБТ. Россию он называл «страной неотмененного рабства».
Серебренников не женат, детей нет. Проводить в последний суть свою мать в Ростове он не смог, так как находился под домашним арестом в Москве.
Источник: «Взгляд» , «Столетие» , «Страна»