Он был из тех, чей талант не оценили и не увидели вовремя
Сыграть главные роли удается далеко не каждому артисту. Астафьев — один из тех, кто прошел свой путь в кинематографе тихо и рано ушел из жизни.
«Он казался каким-то неактерским»
Юрий Астафьев родился 12 апреля 1949 года в Душанбе. В 1971 году окончил Ярославское театральное училище, курс народного артиста Фирса Ефимовича Шишигина и был распределён в Смоленский драматический театр. Говорят, у Астафьева была гагаринская улыбка. И одной из первых его ролей после окончания училища стала роль Гагарина.
В Смоленском драмтеатре Юрий Астафьев работал в 1971-1972 годах. Потом — Москва, Щукинское училище. В нашумевшем выпускном спектакле «Ромео и Джульетта» Астафьева, сыгравшего Меркуцио, увидел Марк Захаров и пригласил в Ленком, в спектакль «Жестокие игры». Вообще-то театр не очень «улыбался» ему, и хоть и были роли в «Воре», «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты», «Там, где мы бывали», «Ромуле Великом», но за роль Кая в «Жестоких играх» он держался очень долго.
«Мне он казался каким-то неактерским, — вспоминала об Астафьеве Елена Шанина. — Он был умницей, очень серьезным, очень ранимый, но он какой-то был не актер. И при этом очень хороший актер. Есть такое мнение, что все люди — актеры, кроме нескольких хороших. Это правда. И когда я встречаю таких хороших актеров, которые не актеры, мне очень радостно».
Лишь за год до смерти Астафьеву удалось сыграть главную роль в пьесе молодого драматурга Андрея Максимова «Кладбищенский ангел», и только благодаря самому себе. «Он делал все, что, казалось бы, не должен и никогда не делает актёр. Сам нашёл меня и мою пьесу, потом режиссёра, потом другого, партнёров, даже инвентарь сам добывал. Сам довёл спектакль до премьеры. Собственно, благодаря ему он и состоялся, — вспоминал Максимов о Юрии Григорьевиче. — Он делал прекрасные поэтические композиции по Блоку, Пастернаку, Маяковскому. Последнюю пробивал с невероятным трудом. Тогда, в начале восьмидесятых, она абсолютно не вписывалась в традиционное представление о Маяковском, и её очень долго не принимали. Потому он и первый инфаркт получил. Самое ужасное, что это был не просто хороший, а очень крупный актёр, который так и не смог реализоваться».
Три инфаркта
С 1972 года Астафьев начал сниматься в кино, дебютировав в роли Гемфри в фильме «Принц и нищий». Далее были работы в картинах «Судьба барабанщика» (Павел Барышев), «Задача с тремя неизвестными» (Николай Макеев), «Дом, который построил Свифт» (Констебль) и др. В 1987 году сыграл главную роль в мелодраме Михаила Ершова «Ищу друга жизни» по мотивам повести Михаила Панина «Матюшенко обещал молчать».
На роль Корякина в ленте «Двое и одна» Астафьев пробовался несколько раз и оттеснил всех других претендентов. «Он — актёр очень требовательный, пытливый, — говорил режиссер Эдуард Гаврилов. — Ему нужно было, чтобы имелась четко поставленная задача. Это была его первая большая работа в кино. К сожалению, фильм не получил резонанса — тогда все были увлечены детективами. Но Юру заметили и начали снимать часто. Однако, к сожалению, при жизни его возможности не были использованы. Да и театр тоже не взял у него то, что он мог бы дать. А работать с ним было громадное удовольствие — полное взаимопонимание и в работе, и в жизни».
В спутницы жизни актер выбрал актрису Лидию Константинову, с которой познакомился еще во время учебы в «Щуке». Супругов считали очень гармоничной парой, они много времени уделяли общению друг с другом и воспитанию сына. В жизни Астафьев был очень скромным. Однажды, когда он провожал жену и сына на вокзал, один из попутчиков Константиновой принял его за таксиста. Юрий не только не возмутился, но даже подыграл заблуждавшемуся пассажиру.
Он потрясающе читал стихи. Мало кто из актёров так чувствовал поэзию. Но трудности, с которыми сталкивался Юрий Григорьевич, пробивая свои авторские поэтические композиции, расшатывали его здоровье: на почве нервных переживаний он перенес два инфаркта. Усугубляли положение и длительные киноэкспедиции. И когда, казалось бы, удача повернулась к актеру лицом (режиссеры рассмотрели в нем главного героя, посыпались интересные предложения) – прямо на съемках случился третий инфаркт, приведший к фатальному исходу. Юрий Астафьев ушел из жизни 4 ноября 1990 года. Ему исполнился всего лишь 41 год. Уже после того, как Астафьева не стало, вышли три фильма с его участием – в «Грозе над Русью» его персонажа озвучил Михаил Селютин, в «Доме на песке» главный герой говорит голосом Николая Караченцова.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Zobxan.narod.ru, Stuki-druki.com, Autogear.ru