Артист – о тайне великого первооткрывателя Владимира Арсеньева, роль которого сыграл полвека назад в фильме «Дерсу Узала»
Фильм «Дерсу Узала», удостоенный «Оскара», приза Московского кинофестиваля и многих других наград, давно стал мировой классикой.
10 сентября 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого исследователя Приамурья, офицера русской императорской армии Владимира Арсеньева, внесшего неоценимый вклад в изучение уникальной природы и истории этого богатого и таинственного края. Не секрет, что для миллионов людей имя этого человека прочно ассоциируется с образом, созданным в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» прекрасным актером Юрием Соломиным. Вот мне и подумалось, что и сейчас, спустя почти полвека после выхода ленты, интересно поговорить с народным артистом, художественным руководителем Малого театра о том, как в совместной работе японского режиссера-классика и русского актера (кстати, тоже выходца из далеких восточных краев — из Забайкалья) выстраивалось видение фигуры замечательного русского исследователя.
— Юрий Мефодьевич, легко ли, быстро ли далось вам проникновение в образ путешественника Арсеньева?
— Возможно, удивлю вас, но это заняло немалую часть жизни. Дело в том, что еще в юности я был очень впечатлен книгой «Дерсу Узала» Владимира Арсеньева. И особенно меня занимал вопрос: почему кадрового капитана русской армии, служившего в Польше, перебросили в Уссурийский край? Наверняка за его собственной страстью к путешествиям и открытиям стояла серьезная служебная миссия. Какая именно?
Представьте мое удивление, когда много лет спустя я оказался в числе шести претендентов на роль Арсеньева. Однажды вечером мне позвонил второй режиссер будущего фильма Владимир Васильев и сказал, что Акира Куросава требует показать все ленты с моим участием. Посмотрев «Адъютанта его превосходительства», он остановился на моей кандидатуре. Впрочем, после этого долгое время никакой конкретной информации от него не поступало, что держало меня в довольно мучительном состоянии. Мне ведь еще надо было получить разрешение у директора театра Михаила Царева на восьмимесячный отъезд. И это накануне премьеры спектакля «Пучина», в котором я играл вместе с Еленой Гоголевой. Но тут пришло приглашение на съемки, и Михаил Иванович меня отпустил. Моему ликованию не было предела.
— Сравнивая вашего капитана Кольцова из «Адъютанта его превосходительства» и документальные фотографии Арсеньева, я поразилась: до чего похожи! От типа лица — высокий лоб, прямой нос — до того же выражения светлых глаз.
— Очевидно, что и Куросаву это сходство впечатлило. Да и меня самого: чем глубже я проникал в сценарий, чем настойчивее Куросава-сан добивался от меня убедительности в поведении Арсеньева, «не бросающего слов на ветер», тем яснее приходило ощущение — эти два капитана одной группы крови. Оба они выполняли важные задания своей Родины, не жалея при этом собственной жизни. И в характерах их много общего — сдержанность, благородство, своя точка зрения на любые вещи, уважительное отношение к людям самого разного социального статуса.
Вот так же по-братски, по-арсеньевски крепко мы подружились с моим партнером Максимом Мунзуком, когда его утвердили на роль Дерсу. Оказалось, мы с ним, а главное, с самим Арсеньевым совпадаем и в любви к животным. Так, в фильме есть кадр, где экспедиция обнаруживает вырытые браконьерами ямы для ловли диких зверей, и отряд засыпает их валежником. Вы представляете себе, что чувствовал при этом я, у которого до сих пор на даче живут три собаки и два кота — самые верные мои друзья?
Еще из съемок очень запомнился эпизод встречи с тигром, который, по сценарию, шел на нас и готов был растерзать. И Дерсу должен был выстрелить в царя тайги: Мы долго мучились, сняли несколько дублей, и вдруг Мунзук встал на дыбы: «Не буду стрелять — а вдруг попаду?!» Сделали перерыв, после чего я обратился к мэтру: «Куросава-сан, мы с Максимом не будем стрелять, иначе отказываемся сниматься». Куросава выслушал нас и отменил съемки этого эпизода. Тигр в фильме только появлялся в зарослях.
— Ну, так раскрылась вам, Юрий Мефодьевич, тайна Арсеньева — то, ради чего он преодолевал колоссальные трудности дальневосточных странствий?
— Повторяя его тяжкий путь в сотни километров по непроходимой чаще и болотам, промокая под дождем, застревая в сугробах и, как и он, не имея права сдаваться, я приблизился к разгадке. Конечно же, Владимир Клавдиевич был разведчиком — недаром повсюду его сопровождали солдаты и казаки. И выполнял он поручения приамурского генерал-губернатора по борьбе с китайскими бандитами, браконьерами, нелегальными иммигрантами. Раскройте любую книгу из недавно опубликованного шеститомника собраний сочинений этого замечательного человека, где, помимо литературных произведений, вы обнаружите подробнейшие съемки местности.
Ну а как можно понять, почему его рукопись двухтомной монографии о народах нашего Дальнего Востока «Страна Удэге», подводящей итог почти тридцатилетних этнографических исследований, после смерти Арсеньева бесследно исчезла? Из других его работ видно, как далеко он предвидел экономические и социальные проблемы этого края, как беспокоился о его защите от посягательств извне, о его неразрывном единстве с Центральной Россией.
Посмотрите, сколько всего Арсеньев успел. Он закрашивал белые пятна на картах нашего Дальнего Востока. На географических и геологических — впервые дал детальное описание горной системы Сихотэ-Алиня, нашел истоки самых крупных рек края. На метеорологических — выделил две климатических зоны, на этнографических — открыл нам жизнь, быт и нравы коренного населения… Но мне бы очень хотелось, чтобы появился документально-художественный фильм о боевом офицере и первооткрывателе Владимире Арсеньеве, награжденного орденами святой Анны и святого Владимира. Всеми силами помог бы в организации такого проекта.
На фото: реальный капитан Арсеньев (слева) и кинематографический капитан Кольцов (Юрий Соломин в фильме «Адъютант его превосходительства»): сходство действительно поразительное. Фото из архива Малого театра (maly.ru)
Любовь Лебедина, «Труд»