Снимать животных непросто — это требует настоящего таланта, невероятного терпения и постоянной готовности к самым неожиданным сюрпризам.
60 дублеров для кота
Кот Оранджи снялся, как минимум, в 9 полнометражных фильмах, среди которых «Завтрак у Тиффани» и сериал «Миссия невыполнима» 1966 г. В его первой картине, спортивной комедии «Рубарб» 1951 г., у Оранджи было около 60 дублеров! Дрессировщик Фрэнк Инн разделил все экранные трюки кота на несколько блоков, которым по очереди обучал других котов. Сам же Оранджи красовался на крупных планах и вместе со своей хозяйкой наслаждался гонорарами.
Животные-актеры требуют создания особых условий на площадке. При съемках сцен с их участием устанавливается гробовая тишина, все «лишние» члены команды отходят подальше, а еду запирают куда-нибудь понадежнее — ничто не должно отвлекать четвероногих актеров от работы.
Другая сложность — соблюдение принципов гуманности по отношению к животным. Если люди-актеры из любви к искусству или к внушительным гонорарам могут перерабатывать по многу часов, соглашаться на опасные трюки и добровольно идти на эксперименты со своим весом, то с животными так поступать нельзя и бесчеловечно. А на Западе за порядком работы зверей и созданием необходимых условий следят зоозащитники.www.lenfilm.ru
Пробуют все на зуб и проказничают
Чтобы получить удовлетворительный кадр с участием животного, приходится делать по 20-30 дублей, между которыми животные должны отдохнуть — это требует поистине ангельского терпения. Смена привычной обстановки, формата питания, новые запахи и обилие незнакомых людей — большой стресс для любого животного, поэтому они быстро устают. Рабочая смена редко длится больше четырех часов — при этом неважно, находится ли животное в кадре в это время или просто отдыхает в ожидании своей очереди.
Сложнее всего снимать маленьких щенков и котят. Для них участие в съемках — это масса новых впечатлений, и пока они не обнюхают и не попробуют на зуб все и всех вокруг, их невозможно заставить сидеть смирно и выполнять нужные команды.
Часто на съемках с участием животных случаются курьезные и даже опасные случаи, тормозящие весь процесс. Классический пример — съемки триллера «Птицы» Альфреда Хичкока. Чтобы обезопасить людей-актеров, чайкам, снимавшимся в сцене «дебоша» на детском празднике, замотали клювы липкой лентой. Когда одна из чаек внезапно улетела с площадки и отправилась по своим птичьим делам, съемки пришлось остановить на целый день, пока птицу не разыскали и не сняли пластырь, в противном случае она могла просто погибнуть от голода.
Собаки в самый неожиданный момент могут начать метить территорию, кошки наотрез отказываются лезть в воду, мыши сбегают и прячутся в съемочном оборудовании. Каждая сцена с участием живых актеров — это вызов для дрессировщика и всей съемочной группы. Правильно и быстро отснятая сцена — скорее исключение из правил, в остальных случаях эффектные кадры достаются ценой невероятно тяжелой работы и примеси удачи.www.warnerbros.com
Кошки миссис Норрис
Основная проблема с работой животных-актеров — они не понимают режиссера, поэтому работа в кадре требует участия посредника — дрессировщика. Задача дрессировщика состоит по большей части в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому актеру — кто-то готов работать «за еду», с кем-то нужно вести себя строго, а кто-то, наоборот, требует мягкого обращения. Идеальный случай — если животному нравится сам процесс, и оно работает в свое удовольствие с полной самоотдачей.
В большинстве случаев у каждого животного-актера есть несколько дублеров на съемочной площадке. Какие-то обладают идеальным экстерьером и выразительной мимикой, позируя на крупных планах, другие умеют выполнять опасные трюки, третьи более дружелюбны к людям. Каждое животное выполняет свою роль.
Так, например, кошка Миссис Норрис, снимавшаяся в «Гарри Поттере», — это четыре разных кошки. Одна из них была хороша в прыжках и прочих трюках, другая нашла доверительный контакт с Дэвидом Брэдли, игравшим Аргуса Филча, и покорно сидела у него на руках, две другие снимались на крупных планах. Дрессировщица Гвен Гриффитс, работавшая на съемках кинофраншизы, говорит, что дублеры сильно облегчали работу, так как пока одна кошка отдыхает в своей переноске, ее коллега может продолжать работать.
Работа по щелчку
Актеры говорят, что работать с животными в кадре очень сложно. Они настолько искренни, что человеку приходится играть в три раза лучше, чтобы не теряться на их фоне. Но не всякое животное можно сходу снимать в кино. За поставку талантов отвечают специализированные компании, готовые предоставить для съемок любых животных — от кошек и собак до тарантулов и крупных морских млекопитающих. То время, когда кастинг на главную роль животного объявлялся по радио и через газеты, и домохозяйки сотнями приводили своих питомцев на пробы, ушли в прошлое. Гораздо дешевле использовать подготовленное животное, обладающее необходимой послушностью и привыкшее работать в кадре, чем дрессировать актера с нуля.
Прежде всего, животных для работы в кино отбирают по внешнему виду — они должны соответствовать сценарному замыслу. Во-вторых, животные-актеры должны обладать нужным темпераментом — быть активными, но в то же время вменяемыми, чтобы слушаться команд дрессировщика. Как правило, настоящие животные-актеры проходят длительную подготовку, прежде чем впервые появиться в кадре. Кроме общих команд, им приходится учиться трюкам для конкретных сцен — это сложный и длительный процесс, за который отвечают профессиональные дрессировщики.
Как только кастинг закончен, и режиссер утвердил исполнителя роли, начинается работа с животным. Дрессировщик знакомится со сценарием, чтобы понять, чего ждут от его подопечного и какие трюки следует готовить. Все начинается с налаживания хороших взаимоотношений: часто животное заранее приводят на съемочную площадку, чтобы познакомить с командой, реквизитом и новой обстановкой. Помимо отработки навыков, нужных для исполнения роли, дрессировщик стремится воспитать у животного достаточную степень самоконтроля, чтобы не позволять отвлекаться на посторонние вещи во время съемок. Такие тренировки требуют большого опыта и продолжительного времени, но это необходимый процесс, так как ни одно животное-актер не сможет сходу включиться в работу без предварительной подготовки.
Вся дрессура построена на выработке условных рефлексов у животного, киноиндустрия — не исключение. Распространенный прием кинодрессировки — использование «кликера», специального устройства, издающего негромкий щелчок. Он особенно хорошо работает со своенравными кошками, которые вообще сложно поддаются дрессировке. В основе этого метода лежит прививание животному условного рефлекса, связанного с едой. Каждый раз, правильно выполнив ту или иную команду, животное получает лакомство и одновременно слышит этот щелкающий звук. В конце концов, он начинает прочно ассоциироваться с получением пищи, и во время съемок животное приступает к знакомой команде, едва заслышав знакомый щелчок, который потом легко можно вырезать на монтаже звуковой дорожки. Единственная проблема — рано или поздно животное наестся и потеряет как аппетит, так и желание работать.
Собаки-актеры
Классические фильмы «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным, снятый в 1965 г., и трогательный «Белый Бим Черное ухо» 1977 г., голливудские «К-9: Собачья работа» 1989 г. и «Бетховен» 1992 г. — яркие примеры потрясающей работы собак на главных ролях в драматическом кино. Такие сериалы, как «Лесси», «Комиссар Рекс» и «Возвращение Мухтара» полностью построены на эксплуатации образа умной собаки, зачастую оказывающейся куда сообразительнее своих хозяев. Художественное кино с участием братьев наших меньших практически обречено на популярность. После выхода удачных фильмов про собак зрители бегут в приюты и питомники, чтобы выбрать себе надежных товарищей, похожих на героев только что увиденного фильма.
С чем же связано такое обилие фильмов о собаках? Все кинодрессировщики в один голос скажут вам, что проще всего работать с собаками. Они искренне жаждут похвалы и внимания, поэтому с готовностью выполняют даже очень сложные команды.
Профессиональные дрессировщики стараются наладить тесный контакт с животным, не ограничиваясь работой только на съемочной площадке. От степени доверия во многом зависит, насколько хорошо собака будет работать в кадре. Собака пристально следит за своим тренером во время работы, чутко реагирует на его жесты и команды. Поэтому частой проблемой становится то, что животное смотрит не в объектив или на своего партнера по фильму, а концентрируется на дрессировщике. Поэтому очень важно наладить контакт и с людьми-актерами, давать собаке больше свободы, чтобы она могла более естественно взаимодействовать с окружающей средой.
Тереза Энн Миллер, занимавшаяся дрессировкой собак на съемочной площадке австрийского телесериала «Комиссар Рекс», вспоминает, что одной из самых сложных задач было заставить пса Санто прыгнуть через оконное стекло. Эти эффектные кадры, украшающие стартовую заставку телесериала, снимались на протяжении нескольких десятков дублей. Конечно, стекло было сделано из сахара и слюды и не могло причинить собаке никаких увечий, но объяснить это умному псу с чувством самосохранения было весьма непросто.
Жестокое обращение
Самым проблемным моментом в съемках с участием животных остаются этические вопросы. Животные не могут добровольно решать — участвовать в съемках того или иного фильма или отказаться от них, поэтому на Западе зоозащитники сосредоточились на обеспечении приемлемого уровня безопасности для жизни и здоровья животных. К сожалению, история кинопроизводства полна примеров, когда стремление заполучить эффектные кадры стоило животным-актерам здоровья и даже жизни.
Вплоть до 1960-х гг. отношение к животным-актерам на Западе никак не регламентировалось. Многие из них действительно страдали и погибали во время своей работы: лошади, снимавшиеся в вестернах, ломали ноги и тонули во время эпических сцен погони, свиньи погибали под ножом мясника в пасторальных кадрах сельской жизни, буйволов приносили в жертву зловещие туземцы. Все эти сцены были призваны реалистично отразить жизнь, шокировать или впечатлить западного зрителя. Сегодня такой подход невозможен. В Голливуде условия работы животных на съемочных площадках проверяют эксперты Американской ассоциации по защите прав животных (АНА). Съемочная площадка должна быть продезинфицирована, животному должен быть обеспечен надлежащий уход, присутствие дрессировщика и ветеринара.
После 1980 г. AHA вынудила американские кинопродюсерские компании подписать соглашение о запрете убийства и нанесения увечий животным во время съемок, а также использования документальных кадров подобного содержания, даже в том случае, когда животное однозначно обречено на смерть (например, на бойне или во время стихийных бедствий). Если все многочисленные условия соблюдены, картина может претендовать на получение штампа «ни одно животное при съемках не пострадало», в противном случае фильм не допустят к американскому прокату.
Но в действительности даже самые тщательные меры предосторожности не гарантируют полного исключения насилия. Остросюжетные фильмы требуют опасных трюков и реальной крови, и реальным выходом из этой ситуации становится применение компьютерных технологий, исключающих участие настоящих животных в съемках.
Новые времена
Да, компьютерные технологии пока еще остаются достаточно дорогостоящими, но, если сравнивать их цену со стоимостью многодневных съемок одного-единственного животного — это вполне сравнимые цифры. А если творческая задумка требует участия целого стада бизонов (как в фильме «Альфа») или тесного взаимодействия животных двух недружелюбных видов (как в фильме «Жизнь Пи»)? Тут без художников-аниматоров уже не обойтись.
Современные технологии позволяют животным актерам обрести практически человеческую мимику, выполнить любые самые опасные трюки. Фильмы постепенно превращаются в мультфильмы, где реальные животные полностью заменяются своими цифровыми копиями даже на крупных планах. Однако чуткий зритель всегда чувствует такую подмену и реагирует соответствующим образом. Никогда компьютерная модель, даже самая качественная, не будет вызывать таких эмоций, как живое несовершенное существо.
Роман Сорокин http://Tvkinoradio.ru