Смотря его фильмы, в том числе и короткометражки «Нечаянно», «Проклятие», можно подумать, что Крыжовников и сам такой — скандалист, хулиган. Но оказывается, что за этой маской скрывается энциклопедист, флегматик и эстет.
Театр и телевидение
Его настоящее имя — Андрей Першин, он родился 14 февраля 1979 года в закрытом городе Арзамас-16 Горьковской области. Отец будущего режиссера, окончив МГТУ имени Баумана, вернулся работать в родной город. Андрей окончил режиссерский факультет ГИТИСа и факультет продюсерства и экономики ВГИК.
Карьеру Андрей Першин начал в театре. Критика благосклонно восприняла спектакль «Мера за меру» по пьесе Уильяма Шекспира, поставленный молодым режиссером на сцене театра «АпАРТ». В 2006 году художественный руководитель Иосиф Райхельгауз пригласил в театр «Школа современной пьесы» Андрея Першина вместе с начинающими артистами Виктором Стрельченко, Степаном Рожновым, Алексеем Филимоновым, Юлией Пересильд.
Першин поставил на сцене театра «Холостого Мольера» по фарс-мажору Жана-Батиста Поклена. Вместе с молодыми артистами на сцену в роли Сганареля вышел Альберт Филозов. Пьеса получилась легкой и притягивающей. В 2010 году Андрей поставил на сцене «АпАРТа» спектакль «Старый друг лучше» по пьесе Александра Островского.
В 2007 году Першин начал работу на телевидении. Дебют режиссера-постановщика – шоу «Ты – суперстар». Работа режиссера над проектом продолжалась до 2011 года. Параллельно Андрей работал над программами «Дураки и дороги», «Оливье-шоу», «Большая разница», «Карнавальная ночь с Максимом Авериным». Телевидение, по мнению критиков, во многом способствовало росту Першина как режиссера.
Дебютные короткометражки режиссер снял совместно с Олегом Глушковым. Первые режиссерские работы Андрея Першина — «Дракон Абас Блю», «Пушкин дуэль», «Казроп». Первая самостоятельная работа – короткометражный фильм «Счастливая покупка» – вышел в 2010 году. Фильм режиссер снял по собственному сценарию «Мой парень – робот». «Счастливая покупка» идет 8 минут и рассказывает о ближайшем будущем: роботы вошли во все сферы деятельности человека и стали частью быта героев. В титрах картины Андрей впервые подписался псевдонимом Жора Крыжовников. В псевдониме автор видит артхаусность и немалую долю юмора.
«Главное – историю написать»
«Я по образованию театральный режиссёр, — говорит Крыжовников. — В какой-то момент меня занесло в кино, и я понял, что лучше меня сценарий для короткого метра никто не напишет. Начал сам для себя писать короткие истории, которые до сих пор снимаю, их скопилось у меня какое-то количество. Например, в “Нечаянно” всё происходит в одной квартире. История, которую мы сейчас заканчиваем, заключается в том, что в деревню прилетели инопланетяне и ведут себя, как обычные люди. Это уже несколько дороже, потому что это и выезд на натуру, и летающая тарелка, и много сцен, и так далее.
“Проклятие” было написано в череде каких-то сценариев. Появились свободный павильон и бесплатная камера – и мы сняли. Я планировал другую историю, но она в тот момент не могла получиться из-за финансирования. Это такой принцип: нельзя себя ничем ограничивать. Главное – историю написать».
Популярен он стал благодаря «Горько!», «Самый лучший день», «Ёлкам», сериалу «Кухня». Для него комедия — это, прежде всего, работа над недостатками, негативными сторонами жизни, отрицательными явлениями. «Комедия должна нарушать нормы приличия. И настоящий юмор может быть только злым. И он всегда кого-нибудь ранит. Невозможно хорошо пошутить и при этом никого не обидеть. Комедия доброй быть не может. Она должна высмеивать дикость жизни, ее безумие, ее уродливые стороны, нескладность. Она не может держать себя в нормах приличия, тогда это уже не комедия, а что-то другое, мелодрама, например. Скоморохи всегда обидно шутили. Это вообще очень мужской жанр».
Крыжовников женат на актрисе Юлии Александровой. Предложение будущей супруге он сделал сразу же, как только увидел ее игру на театральной сцене. Она, не раздумывая долго, дала согласие. «Как-то сразу почувствовал: у нас с Юлей все серьезно и надолго. Не безумие, не ослепление, а настоящая любовь — ясная, чистая, спокойная, замешанная на интересе и уважении друг к другу». Свадьбу влюбленные сыграли скромную, устроив торжество с родными людьми в грузинском ресторане с пением караоке. В 2010 году Юлия подарила супругу дочку Веру. Александрова играет роли практически во всех проектах мужа: «Могу сказать, что работать с ним легко и интересно. С хорошим режиссером всегда приятно работать. Коллеги, которые когда-либо сталкивались с моим мужем на съемочной площадке, не дадут мне соврать».
В прошлом году Крыжовников неожиданно для многих снял сериал «Звоните ДиКаприо!» не на самую веселую тему: главный герой узнает, что у него ВИЧ: «Мы хотели попробовать совместить сложную тему и попытку людей нормально жить в том смысле, что даже в трудной ситуации мы все-таки иногда шутим. В этом был какой-то элемент эксперимента: не держаться за жанр с начала до конца, а постоянно выходить и возвращаться. Но по составу событий, мне кажется, наша история драматическая. Веселого там мало».
Однако Крыжовникову очень понравилось работать над сериалом: «Потому что можно рассказывать настолько подробно, насколько ты хочешь. В кино ты все время что-то вырезаешь. Снимаешь на 2 часа 30 минут, а потом начинаешь вырезать и доводишь чуть ли не до нуля. Или до 90 минут. Здесь же, если тебе кажется, что это хороший эпизод, ты его оставляешь».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам sb.by, tvKinoradio.ru, 24smi.org