Зоя Зелинская — актриса яркого темперамента, прекрасных внешних данных, смелой, острой характерности.
«Кавалеры хотели жениться на мне после первого же свидания»
Она родилась 8 декабря 1929 года. Отец будущей актрисы работал в Моссовете, заведовал всем транспортом Москвы. Зоя Зелинская помнит, что ему дали квартиру в Шмитовском проезде, и он выбрал однокомнатную десятиметровую квартиру, потому что там был балкон. За год до начала войны отец Зои уехал в Магадан строить дорогу на Колыму, он был инженер-дорожник. «Это был призыв, дорогу надо было построить быстро, хотя войны еще не было, потому что там добывали золото, и, кстати говоря, я занималась этим тоже. Все дети на каникулах, когда началась война, работали на этих приисках. Я видела, как золото растет, это такой кварц с золотыми прожилками, надо было промывать его. Лотки, вода, порода. Взрослые, конечно, помогали, такой трудовой фронт был».
К слову, отец Зои выступал за справедливость. Он узнал, что заключенным, которые тоже строили дорогу, полагались сухофрукты, туалетное мыло и пр., но им этого не давали. Отец Зелинской занялся этим делом и в итоге начальника лагеря судили и посадили.
Дорогу закончили в срок, так что в Москву семья вернулась за год до окончания войны. «Помню себя на вокзале в грузовике и с маминым ковром, с которым она ни в какую не хотела расставаться, хотя все её уговаривали его оставить – дорога неблизкая, с кучей пересадок… С тех пор я ненавижу ковры», — улыбается актриса.
Внешность будущей актрисы была столь эффектна, что еще в девятом классе её пригласили работать манекенщицей в Дом моделей – показывать детские модели. Все студенческие годы Зелинская работала моделью, хотя красавицей никогда себя не считала. К поступлению в театральный институт Зелинская готовилась основательно, потому что папа её правильно мотивировал: когда Зоя спросила, как быть, если не поступит в театральный, он ответил: «Пойдешь работать кондуктором». Зелинская поступила с первого раза на факультет «музыкальная комедия» и попала на курс к Гончарову. После окончания в 1954 году ГИТИСа она была приглашена в Театр сатиры. А её дебютом в кинематографе был эпизод в знаменитой «Карнавальной ночи».
От поклонников не было отбоя. Более того, как говорит сама Зоя Николаевна, «почему-то все кавалеры хотели жениться на мне после первого же свидания». Первой юношеской влюбленностью актрисы был Никита Курихин, будущий режиссёр-постановщик и сценарист. Родители Никиты были актёрами Театра сатиры. Мама, Елена Николаевна Неверова, была невероятно красивой женщиной. И вот в какой-то печальный день она бросает мужа с маленьким сыном и уходит к другому. Был скандал, а маленький Никита очень тяжело переживал сложившуюся ситуацию. Но история с предательством матери будет иметь продолжение и разрушит его счастье с Зоей.
А дело было вот в чём. Накануне свадьбы Зоя узнаёт, что родственница второго мужа матери Никиты утверждает, что родила от юноши ребёнка. Никита стоял на своем: «Ни за что на ней не женюсь! Это я расплачиваюсь за маму». Зоя была ошеломлена. Как потом выяснилось, эта родственница приехала из Средней Азии в Москву поступать в вуз в тот год, когда Никита поступал во ВГИК. Юноша тогда жил один, и родственница напросилась к нему на постой. В конце концов, гостья провалилась на экзаменах и была вынуждена вернуться домой. И вот, накануне свадьбы Зои и Никиты, эта двусмысленная и очень неприятная история всплыла.
Как вспоминает актриса: «Я схватилась за голову. “Пускай Никита немедленно едет и женится на ней”. Никита уехал в Среднюю Азию, расписался с этой особой и тут же вернулся ближайшим поездом. Но я ему отказала. Потом он уехал, много работал на Ленфильме. Его картина “Не забудь… станция Луговая” была в своё время популярной. Мы с ним на всю жизнь остались друзьями, я знала, что он продолжал любить меня. Прошло время. Никита женился на монтажнице из “Ленфильма”». А в 1968 году Никита Курихин и его жена погибли в автомобильной катастрофе.
Как убедила мужа снимать «Кабачок»
После истории с несостоявшейся свадьбой Зоя Николаевна выходила замуж дважды. Первый раз, в 1953 году, за Георгия Зелинского, подарившего актрисе фамилию и «Кабачок “13 стульев”» — он был режиссером этой популярной телевизионной передачи. По воспоминаниям современников, идею программы первым высказал актер Александр Белявский, в то время участвовавший в съемках легендарного многосерийного фильма «Четыре танкиста и собака».
Непосредственно работа над передачей началась с небольшой семейной стычки. Зоя всегда была в курсе дел мужа, заведующего труппой Театра сатиры. В тот вечер Георгий Зелинский, как обычно, разбирал накопившиеся за день бумаги, Зоя Николаевна заглянула ему через плечо: «А это еще что?» Зелинский отмахнулся: «Да так, ерунда. Приходили телевизионщики, предлагают экранизировать шутки из польских юмористических журналов. По-моему, какой-то винегрет. Все режиссеры отказались, а мне было неловко как-то сразу. Откажусь».
Как вспоминает сама Зелинская, ей материал понравился. Но, поняв, что одной ей мужа не убедить, она подключила к делу Ольгу Аросеву. Женское чутье не подвело: в итоге на свет появилась одна из самых популярных программ. «Поначалу там было всего три персонажа – “женщина с сумкой” в исполнении Аросевой, моя “певица” и Спартак Мишулин, которого Зелинский очень любил и специально для которого ввел в “Кабачок” театр теней и пантомимы. Мишулин очень хорошо двигался и за специальным экраном под музыку показывал очень смешные сценки. Никаких эстрадных номеров под фонограмму, которые со временем стали изюминкой программы, тогда еще не было.
Со временем у нас появились хорошие авторы – Губайдуллин и Корешков. Они просматривали зарубежные юмористические журналы — чешские, югославские, венгерские, но в основном польские “Шпильки” — и на этом материале писали новые миниатюры. Стали появляться новые персонажи, потом ввели много музыкальных номеров, причем настоящие певцы пели вживую. Часто нашей гостьей была замечательная певица Рена Рольски. Так “Кабачок” приобрел тот вид, в котором его до сих пор помнят и любят».
С Зелинским Зоя все же развелась. А потом влюбилась в журналиста-международника Валерия Леднёва. В браке с ним у неё родился сын Сергей. К сожалению, муж рано умер. А Георгий Зелинский так и остался один. Когда он тяжело заболел, Зоя Николаевна ухаживала за ним до последнего дня. Сейчас она не скрывает свой возраст, активна, дружелюбна, и чувство юмора, как всегда, при ней. «Пока есть интерес к жизни, старость не страшна», — считает актриса.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Stuki-druki.com, Zen.yandex.ru, Tvc.ru