10 самых страшных монстров в поверьях народов Севера

0

Северянам есть чем поразить и ужаснуть: смертью от щекотки, мстящими мертвыми детьми или высасывающими душу существами. И это только небольшая часть монстров, подстерегающих в деревьях, воде и даже в человеческих домах.

Абасы, высасывающие душу
Якутия наполнена злыми духами – абаасами или абасами. Обычно они выглядят как одноногое, однорукое, одноглазое чудовище или как человек ростом с лиственницу. Они подбивают людей на преступления, насылают болезни и высасывают души, питаясь. Если человек умирал до своих 70 лет, это означало, что его душу съели абасы.
Родоначальником абасов является Улу тойон (“великий господин”). Изначально он относился к разряду айы, дал людям душу и огонь, был покровителем воронов, могущественных шаманов и ряда якутских родов. Главой злых духов Улу тойон стал считаться с начала 20 века. Своим покровителем его называли черные шаманы, приносящие животных в жертву Улу тойону.

Морские чудища
В якутском озере Лабынкыр живет Лабынкырский черт – темно-серое существо таких больших размеров, что между его глазами поместится плот из десяти бревен. Суша не является спасением от его большой пасти – якутский черт может выходить из воды на берег.
Еще одно морское чудовище Якутии – рыба Луо, символ смерти. Чешуя и плавники монстра направлены в обратную сторону, единственный глаз в середине затылка гниет, как и ее зловонный рот.

Зомби-призраки
Есть у якутов и своя версия зомби или призраков – юёр. Ходячие мертвецы появляются после преждевременной и неестественной смерти – самоубийства, например. Когда такой человек умирает, возникает существо, выдающее себя за его душу. Неупокоенные предпочитают бродить по местам родины умершего. Обычно они невидимы, но некоторым людям может повезти – или не повезти, и они увидят юёр, если существо захочет показаться. Присутствие юёр можно определить и по звуку – когда мертвец плачет, у людей звенит в ушах.
Нанайцы тоже придают особое значение неестественной смерти – в ее результате порой появляются злые духи бусиэ. Они завидуют живым и охотятся на них, а именно: на их кровь, мозг и глаза, которые высасывают, нападая на спящих в домах. А еще бусиэ способны вселяться в человека и полностью его истощать. От духа защитит сушеный ерш с открытой пастью, повешенный над входом в дом, а шаман поможет существо изгнать. В борьбе с бусиэ помогает и гроза – гром убивает духов, после чего от бусиэ остаются “громовые камни” около разбитых молнией деревьев, так и не ставших надежным укрытием для злобного создания.

Защекотать до смерти
Своеобразным способом убивать отличается иннуитский дух Махаха, в чьем имени уже заключен намек на его оружие – щекотку. Синевато-белое существо при встрече с человеком попытается защекотать его до смерти длинными костлявыми пальцами с такими же длинными когтями. Эскимосы считали, что замерзшие с искаженными лицами – жертвы смертельной щекотки Махахи.

Месть убиенного ребенка
В голодные годы эскимосам Аляски приходилось совершать страшные поступки – если младенца не могли прокормить, его уносили в тундру и оставляли умирать. Такой ребенок после смерти становился мстительным духом ангиаком, который, набравшись сил, обретал способность превращаться в животных и в их облике убивал членов бросившей его семьи. Чтобы спастись от мести умершего дитя, эскимосам приходилось менять место стоянки. Был способ избежать создания ангиака – брошенному на смерть ребенку не следовало давать имя, потому что в имени живет душа человека.
В фольклоре хантов тоже есть чудовища, бывшие детьми. Выкидыши, мертворожденные, убитые или умершие в первые дни после рождения дети, а также проклятые матерями люди иногда превращались в почак. Этого не происходило, если ребенка хоронили в общей могиле со взрослыми, на специальном кладбище или в дупле.

Лесной великан
Коми-зырянский Яг морт (боровой человек) – лесной великан ростом с сосну, одетый в невыделанную медвежью шкуру. По легенде, он стал воровать скот, женщин и детей из одной чудской деревни, пока народ не выследил Яг морта и не убил его, засыпав пещеру чудовища. С тех пор каждый проходящий мимо этого места должен бросить в него камень или палку, а затем плюнуть.

Асета Лиева, http://nazaccent.ru

Поделиться.

Ответить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.