Фрейд и Юнг враждовали из-за нее и шантажировали друг друга
Сабина Шпильрейн свела с ума отцов психоанализа – Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Из-за нее два светила науки рассорились на всю жизнь. При этом оба не постеснялись использовать идеи Сабины, самого талантливого психоаналитика, в своих работах, не указывая ее имени.
Шейвэ Шпильрейн (впоследствии Сабина) родилась в Ростове-на-Дону в очень состоятельной семье. Её отцом был ученый, купец Первой гильдии Нафтулий Шпильрейн. Мать получила профессию стоматолога. Сабина была старшим ребенком, потом родились сыновья Ян, Исаак и Эмиль и младшая Эмилия.
Отношения между родителями были сложными, но детей они воспитывали единодушно и строго, прилагая много усилий для их развития – нанимали нянь, домашних учителей, обучали музыке, к которой у Сабины было истинное призвание. В разные дни недели в семье говорили на разных языках – русском, английском, французском и немецком.
«Теперь болен я»
Сабина, исключительно талантливая девочка, окончила женскую гимназию с золотой медалью. Перед ней открывалось два пути: выйти замуж или продолжить обучение в университете. Оба плана спутало нервное расстройство. Оно возникло у девушки не на пустом месте. Как стало известно из записей Карла Юнга, её мать Ева была настоящим шопоголиком – одержимо скупала все, что попадалось ей на глаза, а потом панически боялась, что траты обнаружит муж. А ещё Ева постоянно конкурировала со старшей дочерью за любое мужское внимание, пресекая все попытки Сабины кокетничать и флиртовать. Отец Сабины был человеком с исключительно тяжелым характером. Он постоянно пребывал в депрессии, изматывал близких разговорами о самоубийстве и нещадно избивал старшую дочь за мельчайшие провинности.
Все это, в конце концов, вылилось в невроз. К 18 годам Шпильрейн страдала множественными тиками, не выносила прикосновений, при любой попытке мужчин заговорить с ней только дерзко высовывала язык и часто впадала в неконтролируемые истерики. Родители привезли дочь к будущему знаменитому психоаналитику Карлу Юнгу в 1904 г., после того как ей не смогли помочь в другой психиатрической клинике. Молодой врач нашел внешность пациентки «восточной и сладостной», а выражение ее лица – «чувственным и мечтательным», при этом сама она была убеждена в том, что выглядит дурно.
Из бесед со Шпильрейн психиатр установил, что причиной ее состояния были проблемы с родителями. Сабина ежедневно изливала врачу свои чувства в продолжительных беседах. У биографов Юнга нет сомнений, что доктор и пациентка вступили в отношения, вышедшие далеко за пределы, очерченные врачебной этикой. Кроме того, Сабина проявила большой интерес к психиатрии, и после долгих уговоров Юнг позволил ей ассистировать в психологической лаборатории. Шпильрейн оказалась способной ученицей и получила очень хорошее образование. По своей начитанности и интеллекту она превзошла супругу Юнга Эмму.
Через год Шпильрейн оставила лечебницу Юнга и поступила в медицинский институт, надеясь стать психиатром. После этого Юнг впервые написал Зигмунду Фрейду, чтобы сообщить ему об эффекте его метода психотерапии, примененном на Сабине. Польщенный Фрейд ответил, и завязалась переписка, в ходе которой отец психоанализа относился к Юнгу не столько как учитель к ученику, сколько как отец к сыну. Когда в 1907 г. ученые встретились, они проговорили 13 часов без перерыва.
Тем временем Шпильрейн, продолжая учиться в мединституте, по-прежнему виделась с Юнгом. Постепенно психиатр так привык к своей бывшей пациентке, что начинал нервничать, когда она не спешила давать о себе знать. Однажды Юнг даже написал ей: «Вернись ко мне в пору моей нужды, верни мне хотя бы часть любви, вины и самопожертвования, что я смог тебе дать, когда ты была больна. Но теперь именно я — болен!» Разговоры об их взаимоотношениях, ходившие в Цюрихе, достигли матери Шпильрейн, которая получила анонимное письмо, возможно, от Эммы Юнг. Госпожа Шпильрейн написала психиатру: «Тогда вы спасли мою дочь, но теперь вы не должны разрушать ей жизнь».
Шантаж и взаимная ненависть
Взбешенный и перепуганный возможным ударом по своей репутации Юнг в ответном письме Еве Шпильрейн пригрозил потребовать гонорар за лечение дочери, объявив при этом, что больше видеться с ней не будет. Сабина же, не желая расставаться с Юнгом, написала Фрейду с просьбой о помощи. «Четыре с половиной года назад доктор Юнг был моим врачом, а затем стал моим другом и, наконец, моим «поэтом», то есть возлюбленным… Он проповедовал полигамию, и его жена не должна была возражать», — писала она. Юнг, ожидая чего-то подобного, заранее написал Фрейду, что «некая пациентка» пыталась в свое время совратить его.
Должно быть, гора упала с плеч Юнга, когда оказалось, что Фрейд проигнорировал письмо Сабины. Но несколько месяцев спустя влюбленные все-таки снова встретились, когда Шпильрейн попросила Карла обсудить ее диссертацию. Но когда Юнг раскритиковал ее научную работу, обиженная девушка перестала с ним общаться. Уязвленная Сабина отправилась в Вену, где вошла в ближний круг Фрейда. Там она рассказала последнему, что Юнг «разрушил ее жизнь». Тогда сотрудничество двух великих психиатров и превратилось во вражду. К тому же Юнг разочаровался в знаменитой теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе истерических состояний и неврозов.
Более того, всемирно знаменитые психиатры прибегли к самым грязным методам давления друг на друга. В апреле 1912 г. Фрейд написал Юнгу, что Шпильрейн «обсудила с ним некоторые вопросы личного свойства», и дал понять, что использует ее признания, чтобы дискредитировать теории Юнга. Тот в ответ намекнул, что может рассказать об отношениях Фрейда с собственной родственницей. Таким образом, великие умы принялись шантажировать друг друга, а меж двух огней попала женщина, дорогая для них обоих. Сама Шпильрейн оказалась талантливым психоаналитиком, но оба гения не отдали должное ей как первооткрывательнице ряда теорий, вместо этого используя их в собственных работах. Отношения же между Фрейдом и Юнгом испортились окончательно. Когда в 1913 г. они приехали на конгресс психоаналитиков, то даже не разговаривали друг с другом.
А Сабина, разочаровавшись в обоих, вышла замуж в 1912 г. за врача Пауля Шефтеля, а в 1924 г. вернулась на родину, где в 1942 погибла от рук немецких нацистов. Юнг пытался оправдаться перед Шпильрейн в последних письмах к ней, но ее заслуг как психоаналитика так и не признал. Она оказалась не единственной пациенткой Юнга, с которой он позволял себе переступать через принципы врачебной этики. Но именно Шпильрейн была, видимо, предметом самой нежной и болезненной страсти великого психиатра.
По материалам newsru.com, izbrannoe.com