Мы воспринимаем Соединенные Штаты Америки как одно из самых прагматичных государств мира. Мол, американцы практичны и умеют делать деньги, а волшебству там места нет. Так ли это на самом деле?
Жрица вуду
Соединенные Штаты пользовались трудом чернокожих рабов, привозимых из Африки. Вместе с невольниками на североамериканский континент перекочевала магия вуду – мощные и жуткие обряды африканских колдунов. Парадоксально, но в США повелительницами духов были не мужчины, а женщины!
Одной из самых заметных и до сих пор знаменитых стала Мари Лаво из Нового Орлеана. Она соединила в себе негритянскую кровь, европейцев и индейцев. Родилась в 1794 году, по смутным данным, от белого плантатора и вольной креолки. Поэтому рабыней Мари не была. По отзывам, отличалась завораживающей красотой, имела многих поклонников и, в принципе, легко бы обустроила себе комфортабельную жизнь. Но, влюбившись, вышла замуж за некоего Жака Пари с Гаити. Однако довольно быстро молодой супруг сгинул. Заподозрили Мари в убийстве, доказать ее вину не удалось. Убитая горем вдова должна была добывать средства к существованию.
Мари открыла салоны красоты, где наводила лоск на клиенток и заодно слушала их болтовню, подчас довольно занимательную. Спустя некоторое время мадам Лаво не отказывала себе в удовольствии шантажировать своих клиенток.
В 1826 году на молодую парикмахершу обратил внимание Луи Кристоф Доминье де Глапьон. В те времена в Америку бежали французы, спасаясь от политической нестабильности в родной стране. Де Глапьон, предположительно, был одним из них. Именно в союзе с ним Мари забросила свое ремесло и взялась за системное изучение магии. Поговаривают, что де Глапьон был не так прост. Во всяком случае, за время связи с ним (продлившемся более 20 лет) Мари Лаво нашла себя в оккультизме. Она усложнила ритуалы вуду и ввела в них атрибуты христианских месс, как-то: распятие, статуи святых, чаши и т. п. Лаво ничтоже сумняшеся утверждала, что вуду связано с христианством. Сама женщина не обладала достаточным образованием и знаниями, чтобы органично модернизировать вуду. По слухам, ее любовник помог Мари с этим, а также с приобретением нужных знакомств и связей. В итоге Лаво приобрела богатство и влияние, став верховной жрицей вуду, поклонявшейся лоа (духу) Дамбаллу. В ее версии это старейший дух-змей, «в нем начало и конец всего».
Сплав вуду и христианства оказался удивительно популярен. Мари Лаво обосновала ритуальное место на озере Пончартрейн, где устраивала «служения». Влияние госпожи Лаво было таково, что все местные колдуны, ведьмы и прочие служители магических культов признали ее верховенство и свое подчиненное положение. И что не менее удивительно, все это время мадам Лаво оставалась ревностной прихожанкой христианской церкви.
Мари Лаво зачастую добивалась цели, поставленной состоятельными клиентами, поэтому ее почитали как могущественную женщину. Так, она смогла отмазать от обвинительного приговора сына богатых людей, надругавшегося над девушкой. За услуги получила дом в центре Нового Орлеана.
Ее обряды впечатляли. Достаточно сказать, что Лаво отплясывала во славу духов в компании огромного питона, звавшегося красноречиво – Зомби.
За долгую связь с де Глапьоном Мари произвела 15 детей. Одна из них, дочь Мари, после смерти матери в 1881 году продолжила семейное дело под именем Мари Лаво-2. Она усложнила ритуалы, добавила кипящий котел — однако, повторить мамин успех не смогла и сгинула. Говорят, утонула на том самом озере Пончартрейн, где проводила обряды.
Упокоилась ли? В Новом Орлеане до сих пор рассказывают жуткие истории, как эти две дамы по ночам бродят по озеру Пончартрейн то в виде серебряных теней, то обозначают себя тоскливыми криками. А еще они не против прогуляться по улицам родного города в виде старух в длинных белых платьях и тюрбанах на головах. Иногда они принимают образы ворон, собак и змей.
Почитаемы, причем до сих пор, могилы обеих жриц вуду. У Лаво-старшей, оставив жертвоприношение (еда, деньги, украшения и цветы) и нарисовав на камне склепа красный крест, просят удачи и преуспеяния, а также наказания врагов. А у могилы младшей ищут большой и чистой любви. Девушка, побывавшая на могиле Мари Лаво-2, гарантированно встретит мужчину своей мечты. Правда, после урагана «Катрин», смывшего с лица земли Новый Орлеан, отыскать могилы обеих Лаво проблематично.
Удивительно ожила Мари Лаво в диснеевском мультфильме «Принцесса и лягушка». Одна из героинь фильма Мама Оди колдовала на озере и являлась жрицей вуду, у нее ручная змея Жужу. Создатели мультфильма связь этого персонажа с Лаво категорически отрицают.
Коренные силы
Завоевывая и осваивая Северную Америку, европейцы столкнулись с необычными, но могущественными верованиями коренного населения. Индейцы не смогли остановить завоевание своих земель, но в отместку прокляли американских президентов. Своих шаманов индейцы тщательно скрывали, а те – берегли и передавали знания из поколения в поколение. Основная суть заключалась в умении договариваться с духами и заручаться их покровительством. В основном, с духами индейцы общались через видения: или пили специальные напитки, или окуривались травами. Практиковали и гадание на дыму благовоний и трав. Интересно, что видение можно было купить или обменять на что-то.
Несмотря на то, что в конце 19 века в США запретили индейцам отправлять свои культы, они не слишком возмутились — так легче хранить свои знания. И если бы не Карлос Кастанеда, никто бы об индейских шаманах и не вспомнил, хотя они были замечательными лекарями и исцелили немало белых завоевателей.
Верования колонизаторов
Колонизаторам не позавидуешь: переплыть океан, выжив в сложных условиях корабля, попасть в неизвестную землю чужих богов и невероятных верований… Переселенцы оборонялись, как могли, — в том числе, своими верованиями и приметами. Основные отображены Марком Твеном в его «Приключениях Тома Сойера». Это дохлые кошки, без которых не сведешь бородавок с рук, и мертвецы, указывающие, где лежит клад. Если потерялась какая-то вещь, надо закопать в землю аналогичную. Тогда вернется пропажа. Да еще и с прибылью.
Завоеватели Америки были убеждены, что, если труп убитого шевельнулся или как-то обозначил себя (кровь или слезы потекли), рядом находится убийца. Это отголоски суда Линча. Чего не скажешь о буханке хлеба с ртутью — тут уж чистая алхимия. Считалось, ртуть – подвижный металл, оживляющий недвижных. По аналогии, труп должен зашевелиться или буханка, пущенная по воде, встать над ним.
Особыми приметами была окутана змеиная кожа. Многие переселенцы гибли от яда гремучих змей. Поэтому касаться всего, что было связано со змеями, было небезопасно. Змеиная шкура очень ценилась адептами вуду и шаманами, но пришлым лучше было не касаться ее. Что колонизаторы и делали, окружив шкуру множеством нехороших примет.
Салемский психоз
Сплав свежеузнанных и наработанных верований, магии вуду и индейского шаманизма привел к тому, что началась буквально охота на ведьм.
В одном из американских городков Салем жил-был протестантский пастор, пуританин Самюэл Паррис. У него были две дочери. Однажды зимой девочки заболели, но необычно: они не трепетали в лихорадке, а метались по дому, пытались спрятаться в темные уголки, утверждали, что их преследуют существа с острыми когтями. Позже девочки начали кричать и застывать в самых невероятных позах, а на проповеди и молитвы реагировали агрессивно.
Местный эскулап Уильям Григгс выдвинул версию, что девочки стали жертвой ведьмы, причем сослался на задокументированный факт вины некоей прачки в колдовстве против детей своего господина, тоже священника, только в Бостоне. Симптомы совпадали.
Девочки из Салема в качестве подозреваемой указали на рабыню Титубу, которая частенько пугала девочек страшилками о колдовстве. Пока судили и рядили, заболела еще одна девочка. Первым арестам подверглись три женщины: рабыня, нищенка и белая вдова, судившаяся с пуританами. Скоро сообщество арестованных «ведьм» пополнилось еще несколькими жительницами Салема, в том числе, 4-летней Мартой Кори, оболгавшей себя, чтобы попасть в тюрьму к маме. В середине весны к дамам-«ведьмам» присоединились и мужчины.
А уже летом, поскольку салемские девчонки не утихали, нагнетая обвинения, начались первые казни. Одна из жертв, с веревкой на шее, обратилась к священнику:
— Я такая ведьма, как ты — колдун. Ты врешь. Убьешь меня – моя кровь воззовет к Господу, и ты захлебнешься ею.
Страсти накалились, когда тот самый священник скончался через кровоизлияние ртом.
На лобных местах или в ходе следствия погибли 19 человек. Впоследствии суд пересмотрел приговоры и всех реабилитировал. Одна девочка позже призналась, что была «руководима дьяволом» и оболгала невинных.
В 1976 году ученые предположили, что видения детей были вызваны употреблением хлеба, пораженного спорыньей.
Дети воды и черные стражи
До сих пор во многих американских городах живучи местные легенды, связанные с мегаполисами или местами вблизи них.
Есть и исключения. Massacre Rocks – природный заповедник, где посетители могут не только полюбоваться видами природы, но и услышать странные крики. Рассказывают, что в древние времена местные племена страдали от голода. Доведенные до отчаяния матери бросили своих детей в реку.
В штате Айова есть кладбище со статуей черного ангела. Местные жители убеждены, что прикосновение к статуе сулит смерть или тяжкую болезнь, а беременным даже проход мимо – выкидыш.
В Алабаме есть мост Адские врата. Некогда там погибла влюбленная пара, сорвавшись в авто в пропасть. Если доехать до середины моста и выключить фары, можно увидеть призрачное авто и несчастных влюбленных, а если обернуться назад – якобы просматривается вход в ад.
На Аляске бушует злой дух Куштака, в образе человека заманивает людей к себе. Что он там с ними делает, до сих пор неизвестно, но от Куштаки никто живым не возвращался.
В США есть самый настоящий адский город – Бостон Миллс. Он заброшен, люди из него выселены, а территорию решено было превратить в национальный парк. Но! На сегодня Бостон Миллс, скорее, пристанище нечисти и сатанистов. Страшная история о детях в школьном автобусе, которых атаковали сатанисты, была даже экранизирована.
Известен своими убийствами и привидениями отель «Сесиль» в Лос-Анджелесе. А все потому, что один из первых посетителей избрал эту гостиницу, чтобы свести счеты с жизнью. С тех пор «Сесиль» стал известен как место суицидников, а позже к ним прибавились убийцы. После смены названия убийства прекратились, но появились призраки жертв, а также стали исчезать постояльцы, в том числе, перед камерами видеонаблюдения.
Город Нью-Йорк начался с шулерства. Белые переселенцы взяли у индейцев остров в аренду, а когда хозяева прибыли забрать свое плюс арендную плату, попросту кого выгнали, кого убили. Все бы ничего, но на этой территории были захоронения и капища индейцев. Те просили, арендаторы обещали не трогать могил. Но своего слова не сдержали. В отместку индейцы запустили поверье, что Нью-Йорк – живое существо, будет поглощать и перемалывать людей.
Вторично Нью-Йорк проклял негритянский колдун Хэт, привезенный как раб и сожженный. «Черный Мамба поднял голову!» — прокричал Хэт сквозь клубы дыма.
Живучие эзотерики
А как сейчас? Думаете, все прочитанное – сказки прошлого? Как бы не так!
В Салеме приблизительно 40 тысяч жителей, примерно 3 тыс. из них официально называют себя колдунами, ведьмами и прочими магами-шаманами, а половина населения – виккане (неокульт колдовства). И они не просто заявляют, они – действуют! Так, после избрания президентом США Дональда Трампа виккане в союзе с другими магами Америки принялись шаманить, чтобы Трампа «развести» с властью. Импичмента добиться им, правда, пока не удалось.
Подготовила Анна-Галина Касич, по материалам Chayka.org, Paranormal-news.ru, Planetatain.ru, Forumdaily.ru, Wikipedia.org