Эти женщины были прекрасно образованы, красивы, богаты и имели больше свобод, чем замужние гречанки. Они становились подругами полководцев, музами художников, собеседницами философов, они вдохновляли писателей и очаровывали их спустя тысячелетия. Речь идет о гетерах, совершенно особой категории греческих женщин.
Собеседница Платона
Гетеры вели весьма своеобразный образ жизни. Их нельзя назвать обычными проститутками, которые были на улицах античных городов. Это были женщины, которые принимали у себя мужчин и часто делали это за деньги, но при этом были весьма образованы, прекрасно владели искусством игры на музыкальных инструментах, пели, знали философию, были обучены различным наукам. Поэтому очень часто к ним приходили мужчины знатных аристократических фамилий, люди образованные, известные в греческих полисах, и вели с этими дамами философские беседы. Есть интересный трактат у Платона – «Разговор с гетерой», где он как раз передает свой диалог с одной из гетер, даже не упоминая ее имени. Он говорит о том, что задавал ей разные вопросы – о смысле жизни, представлении о мире, о космосе, любви, семье, – и она отвечала на эти вопросы очень вдумчиво и разумно. Платон даже, видимо, заимствовал у нее идеи для своих философских трактатов.
Гетеры – это были женщины, которые действительно получали образование. Известно о том, что существовали даже целые школы, обучающие гетер. В частности, учебные заведения были открыты на островах Хиос и Лесбос, причем часто в них обучались девочки из довольно знатных семей, которых родители отправляли в эти школы для постижения наук, танцев, искусства. Со временем гетеры начинали получать доходы от своей деятельности, богатели, среди богатых гетер можно назвать Фрину, которая была музой художника Праксителя, и Аспасию, которая стала супругой знаменитого военачальника Перикла.
Свободна во всем
Греческий полис очень четко делил женщин на несколько категорий. Это были обычные гражданки, домохозяйки, которые выходили замуж, рожали детей и в основном жили на своей половине дома (гинекей), где практически не встречались с посторонними людьми, общались только со своими мужьями и членами своих семей. Мораль, особенно в Афинах, была по отношению к ним очень строгой. С другой стороны, были уличные проститутки, которые продавали себя за деньги, к ним в полисах относились весьма пренебрежительно, по свидетельству тех же Платона и Аристотеля.
Еще одна категория – это были гетеры. В переводе с древнегреческого «гетерос» – это друг или подруга, товарищ. Это человек, с которым можно общаться, вести диалог, и поэтому к ним относились очень уважительно. Интимные отношения, естественно, присутствовали, просто они не были на первом месте. Причем и Платон, и Плутарх писали, что гетера сама могла выбрать мужчину, с которым она хотела бы иметь интимную близость. Это была свобода во всем. И в плане интимной жизни тоже.
Хотя когда гетеры переходили порог обычного общения и начинали влиять на политику, как в случае с Аспасией, к мнению которой прислушивался Перикл, отношение к ней становилось несколько иным. Считалось, что женщина не должна нарушать какие-то определенные нормы. Аспасия же советовала Периклу вводить культурные преобразования в Афинах, благодаря ей были открыты некоторые философские школы. Она настояла на проведении реставрационных работ на акрополе, восстановлении храмов – и Парфенона, и Эрехтейона. Судя по Плутарху, это происходило именно благодаря ее стараниям. В то же время многие Аспасию обвиняли, что именно она заставила Перикла отправиться на остров Самос и подчинить эту территорию Афинам. Здесь гетера уже выступала как женщина-стратег.
Известна также Фрина, муза Праксителя, которая собирала вокруг себя множество представителей мира искусства, философов. Ее вклад в культуру тоже довольно сильный, потому что эта женщина вдохновляла художников и поэтов, в ее доме велись интеллектуальные беседы. Благодаря Плутарху известно, что Праксителю, художнику и скульптору, который жил достаточно бедно, она помогала финансово. Фрина выделяла средства и другим талантливым людям, то есть, была меценатом своего времени.
Стоит упомянуть еще одну гетеру – Таис Афинскую, которой посвятил одноименный роман Иван Ефремов. Таис известна как подруга Александра Македонского. Есть свидетельства, что именно гетера подбила Македонского после взятия Персеполя сжечь дворец Ксеркса в качестве мести за сожжение Афин. Причем сделали это любовники, «будучи во хмелю». Впоследствии Таис Афинская стала женой полководца Александра, а после его смерти — египетского царя Птолемея I Сотера.
Совершенство в идеальном теле
Платон спрашивает гетеру: «Когда ты состаришься, когда ты будешь уже не так красива и известна, что тогда, как ты будешь жить?» И она отвечает ему, что, во-первых, гетеры достаточно обеспечены для того, чтобы ни в чем себе не отказывать. А, кроме того, она говорит: «Я не задумываюсь о будущем, живу сегодняшним днем, поскольку жизнь довольно коротка». Надо сказать, что продолжительность жизни в античном мире действительно была небольшой. Самым преклонным считался возраст около 60 лет.
Гетеры преуспевали, пока пользовались какой-то известностью. В «Разговоре с гетерой» она отвечает Платону, что будет обучать других девушек. И действительно они обучали подрастающее поколение, хотя сказать, что гетер в полисе было очень много, было бы неправильно. Это были избранные женщины, причем в основном они проживали в Афинах, на Ионийском побережье Малой Азии. Например, в Спарте о гетерах не сохранилось никаких свидетельств, так как к женщинам там относились весьма строго.
Иногда на них женились, при этом известен только случай Аспасии. В разговоре с Платоном гетера говорит, что среди ее подруг есть вышедшие замуж, но имена их не разглашает. Даже Пракситель, когда он связал свою жизнь с Фриной и уехал с ней из Афин на острова, все равно не женился на ней. И она не связывала себя узами брака, потому что основополагающая идея философии гетер – свобода в любом ее проявлении, в том числе свобода от брака. Так что, гетеры не стремились выходить замуж.
Известно, что Фрина позировала Праксителю для знаменитой статуи «Афродита Книдская». Скульптор впервые изобразил богиню любви полностью обнаженной. Во времена античности эта работа Праксителя стала самой известной статуей Афродиты. Предположительно Фрина стала моделью и для последующей «Афродиты Косской». Однако отвергнутый поклонник гетеры Евфий обвинил ее в безбожии и кощунстве. Защищать ее перед судом взялся другой ее возлюбленный, оратор Гиперид, который, увидев, что его речь не производит должного эффекта, просто сдернул с Фрины одеяние. Суд оправдал гетеру, так как, согласно греческим представлениям, совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
Модели для искусства
Гетер постоянно изображали художники. Тем более что вплоть до конца XIX века порядочную девушку приглашать в качестве натурщицы было не принято, а в качестве обнаженной — практически невозможно. Художник мог рисовать только свою жену или возлюбленную. Как правило, натурщиц, особенно для обнаженной натуры, художники искали в домах терпимости. Но гетеры и проститутки – это совершенно разные способы жизни в мировой культуре. Гетера в лучшем варианте своего существования – в Древней Греции – это женщина, которая выбирает, с кем ей встречаться. Как правило, это были женщины, которые держали клубы, такие места для интеллектуального общения, где можно было расслабиться и выпить. Это была помесь клуба без галстука с борделем, где обычно было еще много девушек, которых легко можно было получить.
Девушки, которые дорого продавались, например, в Венеции, заказывали великим художникам изображения себя прекрасной, чтобы все видели товар лицом – какая она пышная, белая, какие у нее золотые волосы, какая она нежная.
Однако не стоит думать, что, становясь гетерами, женщины получали гарантированные лавры и внимание великих мужчин. «Не все гетеры были богатые и успешные, – подчеркивает искусствовед Мария Санти. – Были и бедные, которые буквально получали от своих поклонников рыбу или платья. Небольшое число сохранившихся в истории имен гетер говорит о том, что на вершине оказывались лишь самые одаренные из них».
Мария Аль-Сальхани
Mir24.tv