Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств.
Наши предки, создавшие на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, прекрасные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество ритмичных и душевных песен, породили также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является хоровод.
Дань Яриле
Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – посолонь) берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.
Занимая в жизни народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, — хороводы отражали особенные черты славянской народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.
По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры В. Даля, хоровод (карагод, круг, улица) — это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летне-осеннее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах.
Начинался хоровод часто так: девушки и молодицы становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Так же постепенно подходили молодые мужчины и парни, нередко с гармониками, скрипками, бубнами.
Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день на традиционной ярмарке в центре селения несколько девушек сначала пели потихоньку прибаутки, парни подыгрывали им. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой в центре круга.
Символ единения
Суть этого древнего вида танца — чувство единения и дружбы. Участники держались за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники двигались друг за другом, сохраняя строгий интервал. Все эти соединения напрямую зависели от географии, в каждой местности было что-то свое: стиль, композиция, характер и манера исполнения.
Хоровод всегда был событием в жизни наших предков. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды — предмет особенной заботы поселян. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами. Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – каждый высматривал среди танцующих нарядных дев невесту. Девушки тоже не терялись и следили: кто же смотрит пристальнее всех, кто подойдет и позовет с собою в заводной игре.
Хороводы были популярны как в деревне, так и в городе. Если не вдаваться в тонкости, то можно сказать, что деревенские и городские хороводы несильно различались. И там, и там был темперамент, радость, интрига и, разумеется, она – царица народного веселья — хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, обычно зрелого возраста. Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. Хороводница распоряжалась всеми увеселениями, стояла во главе хоровода, внимательно следила за процессом, придумывала новые танцевальные фигуры и рисунки.
Хороводы играли от первых весенних теплых дней, от Пасхи до Троицы; летом страда у деревенских, не до хороводов, городские же и летом водят; а осенние — от спожинок, Успенья, до рождества Богородицы, до Покрова. Посему и различают хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские.
Характер танца
По характеру хороводы делят на два основных типа: орнаментальный и игровой.
Так, если в танце нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то его участники ходят кругом, рядами или заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода называется орнаментальный.
Тесная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями и танцами помогала созданию множества рисунков – фигур хоровода. Замысловатые танцевальные переплетения были навеяны узорами народных вышивальщиц, кружевниц, резчиков по дереву.
Изобретательности танцевального рисунка придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения, чтобы придать танцу интерес и выразительность. Самым популярным рисункам танца давали названия, например: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.
Игровые же хороводы обязательно сопровождались песней. В подобном действии всегда присутствовал сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создавали различные образы и характеры героев. Часто участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражали их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов черпалось из песен, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор пары, взаимоотношения в семье, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков.
Хоровод как драматическое действие требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем использовали платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Например, венок символизировал брачный союз, платок – подушку, шелковая плеточка – символ силы и покорности.
Все в этом танце – творчество. Исследуя хитрости и секреты «хороводной науки», остается только удивляться: какая фантазия, какая образность, какая самобытность, какая красота!..
Источник: Ruspravda.info