Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор взывают недоумение. На них нарисован человек с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но художники, создавая эти иконы, и не думали оскорблять верующих. Откуда взялся этот мученик в пантеоне христианских святых и почему он так необычно выглядит?
Люди с песьими головами
Одни утверждают, что святой Христофор был выходцем из Ханаана — это древняя страна, в библейские времена простиралась от Евфрата до Средиземного моря. А в настоящее время её территория поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. А другие прослеживают его родословную от канинеев (canis – собака) или киноцефалов, представителей племени псоглавцев – собакоголовых людей, которые впервые были описаны античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.
Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, чтобы рот казался огромной пастью, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали тугими повязками черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы пугать врагов. Но собакоголовых боялись не только из-за их внешнего вида. Говорят, будто, нападая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.
Северогерманский исследователь Адам Бременский в XI веке излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых персидский поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме». Якобы племена русов, воевавшие с армией Александра Македонского, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный приполярный Урал.
Но как же свирепый монстр стал святым христианином, о котором будет идти речь? Вот что гласит легенда. Христофор был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину (историческая область, включавшая в себя современный Израиль, Иорданию, часть Ливана, часть Сирии и часть современной частично признанной Палестины). Он говорил, что согласится служить только тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он отверг хозяина ада и еще до своего крещения стал ревностным служителем Божьим.
А в «Золотой легенде» — своде житий, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским в XIII веке — сказано, что Христофор до крещения носил имя Репрев (с греч. «отверженный»), подрабатывал на речной переправе. Будучи невероятно сильным, киноцефал перевозил путников на своей спине, шагая вброд. Однажды к нему обратился маленький мальчик, Репрев посадил его на плечо и отправился к другому берегу. Но посреди реки ощутил невыносимую тяжесть и испугался, что сейчас упадет. Но в этот момент дите сказало, чтобы он смело шел дальше. Кроме того, мальчик сообщил, что он никто иной, как Христос, а тяжел так потому, что несет в себе все горести и тяготы людей. После переправы Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, что в переводе с греческого означает «несущий Христа». Именно поэтому святого чаще всего изображают с младенцем, а наиболее почитаем он у тех, кто отправляется в дальний опасный путь или берется за очень трудное дело.
Житие собакоголового
Житие святого сообщает нам, что Христофор в годы правления римского императора Деция Траяна (249—251 годы) был захвачен в плен римлянами в Мармарике (область в Северной Африке, сейчас – это часть стран Ливии и Египта). Его отправили к правителю Рима в сопровождении 200 воинов. Предание гласит, что когда они шли, сухой посох, бывший в руках пленника, чудесно расцвел, а затем, когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то пленник «умножил его в изобилии». И пояснил, что эти чудеса свершились с помощью сына божьего. Воины подивились и в итоге уверовали в божественную сущность Христа.
Как утверждают летописцы, когда Христофора привели к императору, то правитель при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь. И неудивительно — собачья голова, могучее телосложение, свирепый вид и громоподобный голос производили неизгладимое впечатление даже на самых отважных людей. Впрочем, император взял в себя в руки и решил призвать на военную службу этого человека с такой неординарной и устрашающей внешностью.
Но для начала Траян решил заставить Христофора отречься от христианства, но не с помощью насилия, а хитростью. С этою целью он велел позвать двух женщин – красивых блудниц. Имя одной из этих прелестниц было Каллиникия, а другой – Акилина. Император дал им задание соблазнить уродливого, но благочестивого пленника, чтобы, побуждаемый преступною страстью, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам.
Но произошло нечто удивительное — Христофор стал проповедовать античным куртизанкам христианское учение и своим словом отвратил их от идолослужения! Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям. Кроме того, разгневавшись, Траян приговорил к смерти тех 200 воинов, которые приняли крещение, так как они пришли к пленнику и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь.
А Христофора Траян приказал заключить в медный сосуд и раскалить его, но когда это было исполнено, то пленник остался невредимым и был, в конце концов, выпущен из своей камеры пыток. А позже Христофор рассказывал, что во время истязания он видел какого-то высокого человека, облаченного в белые одежды, от которого исходил свет, сильнее солнечного сияния, а голову незнакомца окружал блестящий венец.
После неудачных пыток Христофору просто отсекли голову. Его останки тамошние христиане перевезли подальше от императора – в египетскую Александрию, а затем мощи святого попали на остров Раб. Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку скандинавов. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань. Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море. Впоследствии мощи святого Христофора были перенесены в испанский город Толедо, а позднее — в аббатство Сен-Дени во Франции. Своими чудесами мученик Христофор обратил ко Христу до 50 тысяч язычников, о чем свидетельствует святой Амвросий.
Иконы с псоглавым Христофором
На иконах Христофора часто изображали псоглавым. При этом церковные писания указывают, что этот облик следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.
В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора с песьею главою вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.
Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Дмитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон киноцефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.
После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. А в некоторых случаях иконы святого Христофора исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден контур собачьего лика.
Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-киноцефала. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Икону святого Христофора с песьей головой можно увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова, Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.
В католицизме вариант с головой собаки всегда рассматривали со скептицизмом и даже как богохульство. Эразм Роттердамский в своем труде «Похвала глупости» резко критикует как самого святого, так и его почитателей. Католическая церковь сомневается в существовании этого человека. День поминовения Христофора исключен из всеобщего католического календаря в 1969 году, но самого мученика деканонизировать не стали, оставив его святым.
Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе (Германия) есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.
«Перенес» европейцев в Америку
Согласно католической традиции, святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку мальчика. А так как в православном житии святого Христофора нет упоминания о том, что он был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Христа, то можно предположить, что в восточной и в западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных людях.
Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 год. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения в Германии, Фламандии и Италии. Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 год. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения индейцев — коренного населения Америки.
Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку. Поэтому современные православные иконы св. Христофора, несущего на своих плечах младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.
Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени Христоносец). Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах.
Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился, будучи ещё язычником. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно, поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, не вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. А ведь в Евангелии записаны слова Христа: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева или Христофора. С идеей воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.
По материалам «Благодатный огонь» , «Крамола» , patriarchia.ru, bigpicture.ru