Догмат приписывал каждому сословию божественное происхождение, запрещал низвергать кастовые преграды и утешал надеждой
В Индии 24 сентября 1932 года право участия в выборах предоставлено касте неприкасаемых. Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло тысячи лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что, следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.Брахман из южноиндийского штата Тамилнад, 1837 год. С сайта ru.wikipedia.org
Покоренные шудры
Древние арийские народы имели общее имя — арья, арьяна — и изначально проживали на огромной территории от Европы до Азии. Одна из многочисленных групп арийцев несколько тысячелетий назад проникла на территорию современной Индии и обосновалась в долине реки Инд. Потом индийские арии направились на юго-восток полуострова Индостан и основали множество государств, чье население состояло из сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть. Вторжение арийцев и стало причиной возникновения в дальнейшем основных четырех индийских каст.
Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников и стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были прислуживать в домах арийцев. Из них произошла каста шудр. Шудра — слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами.
Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия. Но по отношению к низшей касте — покоренному местному населению — они оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший человека «возрожденным» или «дважды рожденным». Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых племен. Священный шнур носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди.
И еще три касты
Интересно, что зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений. А позднее, когда арийцы осваивали земли Индии, они окончательно разделились на три касты. Но как это произошло?
При переселении арийских племен далее вглубь Индии, продолжались кровопролитные войны с истребляемым местным населением. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. И только когда началось правление завоеванною страною, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап возникновения каст.
Плодородие индийской земли способствовало развитию сельского хозяйства. Потому многие поселенцы – вайшьи — обратились к земледелию, дававшему обильные урожаи, а дальнейшим подчинением непокорных занималось образовавшееся в период завоеваний военное дворянство. А сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, разрослось так, что образовало собою большинство арийского населения. Потому слово «вайшья», которым называли всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей трудящейся индийской касты. А воины (кшатрии) и жрецы (брахманы) сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.
Как жрецы стали главными
Четыре упомянутых индийских сословия – шудры, вайшья, кшатрии и брахманы — сделались совершенно замкнутыми обществами лишь тогда, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм — новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это вероучение придало религиозную святость делению на касты и выгодно обособляло жреческое сословие. Оно гласило, что среди разнообразных форм жизни брахман — самая высшая и совершенная форма бытия.
Согласно религиозной догме, существо, родившееся в облике человека, должно прожить четыре жизни, и в каждой из которых быть по очереди шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом. Только после этого оно воссоединяется с Брахмой. А на единственном пути к достижению этой цели человек должен в точности исполнять все, заповеданное брахманами, чтить их, радовать дарами и знаками уважения. Преступления против брахманов строго наказываются. По окончании земной жизни дерзкие нечестивцы попадают в страшное место, где испытывают ужаснейшие мучения, а потом возвращаются в бренный мир и вселяются в тела животных.
Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ в центр всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами кошмаров, тем больше почета и влияния приобретало.
Считалось, что представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, подвиги аскетизма помогают обрести магическую власть даже над духами и демонами, и тем приходится исполнять их волю; от жрецов зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих поучениях почтительность и щедрость к священнослужителям как вернейшие способы получить счастье. Они внушали царям, что правитель обязан делать своими советниками и судьями брахманов, обязан награждать их за службу богатым жалованием и благочестивыми подарками.Вид на Дхарави — трущобный район индийского города Мумбаи, большинство жителей которого принадлежат к неприкасаемым. Автор фото A.Savin, commons.wikimedia.org
Кто-то родился изо рта, а кто-то из ног
Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что развитие и успешное перерождение души совершается только после спокойной, мирной жизни в данном человеку положении и неукоснительного исполнения обязанностей.
В одной из древнейших частей знаменитого индийского эпоса Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам — изучение высоких Вед, воинам — геройство, вайшьям — искусство труда, шудрам — покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, бесславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры». Этот догмат приписывал каждой касте и каждой профессии божественное происхождение, утешал униженных и презираемых надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании.
Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого — тяжкий грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью.
А чтобы представители разных каст лучше уяснили, почему же они так сильно отличаются друг от друга, им было предложено подробное описание генезиса сословий. Оказывается, Брахма произвел брахманов из уст своих, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер, шудр — из запачканных в грязи ступней ног. Потому сущность брахманов — «святость и мудрость», кшатриев — «власть и сила», вайшьев — «богатство и прибыток», шудр — «служение и покорность».
Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн подобен юридическому документу, подтверждающий право брахманов на их привилегии и владычество.
Нельзя наступать на тень
У каждой индийской касты свое правило поведения и ниша существования.
Брахман
Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. В настоящее время представители касты брахманов занимаются духовным развитием народа, преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями. Но в тоже время брахманы имеют много запретов. Например, мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины. Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты. Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.
Кшатрий
Представители кшатриев всегда выполняли обязанности солдат и полицейских. В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина вправе взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.
Вайшья
Вайшьи сейчас занимаются хозяйственными и финансовыми делами, торговлей, работают в банковской сфере. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следит за правильностью приготовления еды и никогда не притронется к оскверненному блюду.
Шудра
Шудры и в наше время — это самый бедный социальный слой, который часто находится на грани нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах. Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу. Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высоких сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.
20 процентов неприкасаемых
У каждой из каст есть и другие особенности. Например, брахману можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают. Шудры практически не используют деньги: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.
Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно, только в следующей жизни.
Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати. В период последней переписи представителей различных каст насчитывалось более трех тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.
Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. Разделение общества на слои активно используют политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные речи обещания защиты прав той или иной касты.
В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт. Кроме того, в касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся евнухи и люди, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты.
Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, безжалостно изгнанные из общества. Раньше стать парией можно было, даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.
По материалам http://diletant.media , http://Indianochka.ru