Микеланджело де Караваджо нарисовал прощенную грешницу после того, как убил человека
Организаторы выставки «Римский период Караваджо. Его друзья и враги», состоявшейся в парижском музее Жармар-Андре, сделали оригинальный ход. Они сумели получить для своей выставки две картины Микеланджело де Караваджо «Экстаз Марии Магдалины» и повесили их рядом. Одна из них известна искусствоведам с 1960-х годов, другая была обнаружена и некоторыми объявлена подлинником совсем недавно – в 2014.Два «Экстаза Марии Магдалины» на стене музея. С сайта theartnewspaper.com
Легенда о кающейся грешнице
Единодушия у экспертов по поводу этих картин нет до сих пор. Немногие соглашаются с тем, что картина 2014 года написана самим Микеланджело Меризи де Караваджо — великим итальянским художником, который был основателем реализма в живописи и одним из крупнейших мастеров барокко (1571-1610). Другие отрицают его авторство, а есть и те, кто считает оба варианта копиями несохранившегося оригинала.
Изображенная на них женщина — Мария Магдалина – последовательница Иисуса Христа, упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев.
Читая Евангелие, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, женщина, подошедшая ко Христу, поливала из сосуда голову Иисуса миром – драгоценным ароматическим маслом, а также омыла его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Ученики Иисуса были недовольны тем, что гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус сказал: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».
Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут. Тем не менее, Мария Магдалина была излюбленным персонажем картин художников эпохи Возрождения.
А отдельной популярной темой являлся так называемый экстаз Марии Магдалины. Согласно средневековой легенде, после смерти Христа Мария Магдалина отправилась в Массилию (нынешний Марсель) и поселилась в уединенной пещере (сейчас на территории города Сент-Максимин-ла-Сент-Бом в Провансе). 7 раз в день ангелы поднимали Марию Магдалину к богу, и ей удавалось собственными ушами слышать «пение небесных хоров». Обычно средневековые художники изображали подъем Марии Магдалины на небеса и многочисленные ангельские процессии, но на значительном числе картин XVII века этот сюжет показан иначе — как внутреннее состояние Марии Магдалины.
Шедевры убийцы
Обе упомянутые картины, выставленные в музее Жармар-Андре, написаны в характерном караваджистском стиле и различаются лишь небольшими деталями. Мария Магдалина на них сидит, закрыв глаза и запрокинув голову, пальцы ее рук сцеплены. Она освещена светом, льющимся из правого верхнего угла картины. Такое изображение экстаза святой, как полагают исследователи, повлияло на картины с тем же сюжетом, написанные позже Рубенсом и Симоном Вуэ.
Всего известно 18 подобных картин. Самой совершенной из них большинство искусствоведов называет ту, что хранится сейчас в Музее изящных искусств Марселя. Данная картина подписана Луи Финсоном, фламандским художником. Финсон восхищался манерой Караваджо и копировал его работы. Другой вариант «Экстаза Марии Магдалины», находящийся в частной коллекции в Испании, имеет подпись Imitando Michaelem Angelem Carrava… Mediolan. Wybrandus de Geest Friesius A 1620, то есть, ее написал в 1620 году в Милане Вибранд де Геест, воспроизводя оригинал работы Караваджо. Но оригинального «Экстаза Марии Магдалины» работы самого Караваджо, который потом копировали и Финсон, и де Геест, и другие последователи, обнаружено не было.
Только в воспоминаниях современников указывалось, что Караваджо работал над картиной, изображающей Марию Магдалину. Произошло это в 1606 году, после того, как Караваджо вынужден был бежать из Рима из-за совершенного им убийства. Дело в том, что Караваджо обладал вспыльчивым характером. То он устраивал скандал в таверне, то писал на стенах непристойные стишки про почтенных граждан, то задирал полицейский наряд. За эти прегрешения он сравнительно легко отделывался: штрафом или короткой отсидкой в участке.
Но в 1606 году дело приняло серьезный оборот: повздорив со своим приятелем во время игры в мяч, Караваджо в припадке гнева убил его. Происшествие получило широкую огласку, и живописец сбежал в Неаполь. Однако и там до него дотянулись длинные руки римских стражей правопорядка, и над Караваджо вновь нависла угроза тюрьмы. Художник уплыл в Ла-Валетту, столицу мальтийского ордена. Написав несколько портретов видных рыцарей, он заслужил их расположение и вскоре сам вступил в орден.
А один из первых биографов Караваджо, его современник Джулио Манчини сообщал, что, скрывшись из Рима, художник сначала отправился в городок Дзагароло, где жил под тайной опекой своего покровителя князя Марцио Колонна. Именно в Дзагороло он написал две картины, на одной из которых — Мария Магдалина, на другой — Христос («Ужин в Эммаусе»). Искусствовед Роберто Лонги в начале 1940-х годов первым предположил, что упомянутая Манчини картина и была той, которую копировали потом художники-караваджисты.
Доказательство – пальцы Магдалины
В 1951 году Роберто Лонги опубликовал фотографию еще одного «Экстаза Марии Магдалины», который он был готов признать подлинной работой Караваджо. Фотографию ему прислал из Неаполя Антонио де Мата, который около 1940 года реставрировал эту картину, принадлежавшую частому коллекционеру из Палермо. Сообщалось, что ранее, в 1930-х годах, картиной владел живший в Риме немецкий художник по имени Танненбаум. Где находится картина теперь — неизвестно.
Прошло еще несколько лет, и в 1963 году на выставке «Караваджо и караваджисты» был показан еще один «Экстаз Марии Магдалины». Владельцем этой картины был Джузеппе Кляйн. Происхождение картины прослеживалось до XIX века, когда она, приписываемая самому Караваджо, была получена по наследству княгиней Карафа-Колонна. В 1873 году картина была продана священнику Микеле Бландо, а после его смерти в 1936 году приобретена Кляйном. Тем не менее, на выставке 1963 года она была представлена как работа последователя Караваджо. Картина привлекла внимание искусствоведа Маурицио Марини, обратившего внимание на детали изображения одежд Марии Магдалины и отблески света на ее шее. По настоянию Марини, картина была очищена в начале 1970-х годов, и после реставрации ученый окончательно пришел к выводу, что именно она была написана Караваджо. Многие искусствоведы согласились с этой гипотезой, другие высказали сомнение, хотя признали, что «Магдалина Кляйна» – самый совершенный по технике исполнения вариант из всех известных «Экстазов Марии Магдалины». Было также высказано предположение, что автором картины был художник Анжело Кароселли (1585–1652), но в пользу этой кандидатуры весомых аргументов не было.
Исследование холста, на котором написан этот «Экстаз Марии Магдалины», показало, что холст относится к типу laziale, производившемуся в Неаполе. Он совпадает с холстом, на котором в том же 1606 году Караваджо написал «Ужин в Эммаусе» и «Успение Богоматери». В пользу подлинности картины говорит и обнаруженное пентименто – след изменения авторского замысла в процессе работы. Во время написания картины художник изменил расположение пальцев Магдалины.
До сих пор остается неясным, была ли опубликованная Роберто Лонги фотография сделана с «Магдалины Кляйна» или с другой картины. Но сейчас «Магдалина Кляйна», находящаяся в частой коллекции в Риме, обычно включается в число работ Караваджо и была представлена как подлинник на нескольких выставках.
Библейская героиня для кардинала
Продолжилась история «Экстаза Марии Магдалины» в 2014 году, когда известный специалист по творчеству Караваджо, ученица Роберто Лонги и президент флорентийского Фонда истории искусств имени Лонги Мина Грегори объявила, что нашла еще один «Экстаз Марии Магдалины» и после нескольких лет исследований убедилась, что перед ней подлинная работа Караваджо. К Грегори с просьбой об установлении авторства обратилась владеющая этой картиной семья, которая до сих пор предпочитает сохранять анонимность.
В числе доказательств, собранных Миной Грегори, входит не только искусствоведческий анализ манеры художника, но и материальные свидетельства. Первое из них, записка XVII века, прикрепленная к задней стороне картины. Там прямо сообщается, что картина написана Караваджо, и указывается, что она предназначена для кардинала Сципиона Боргезе (1577–1633), который был страстным коллекционером искусства. В собрании кардинала было и несколько известных работ Караваджо. Картина «Экстаз Марии Магдалины» должна была быть отправлена в богатый район Неаполя Кьяйа, где жила одна из самых крупных покровительниц Караваджо Констанца Колонна. Она, по словам Грегори, выступала посредницей при приобретении картины кардиналом Боргезе.
Мина Грегори указывает на письмо, написанное 29 июля 1610 года епископом Казерты и папским нунцием в Неаполитанском королевстве Диодато Джентиле и найденное в архивах Ватикана только в 1994 году. Адресовано письмо Сципиону Боргезе. Джентиле сообщает, что Караваджо умер 18 июля. По словам Джентиле, когда художник отплыл из Неаполя в Порто-Эрколе, с ним было три картины: «два Сан-Джованни и Магдалина». Они были отправлены в Неаполь, откуда Констанца Колонна должна была переправить их в Рим, в коллекцию Сципионе Боргезе. Дальнейшая судьба картин неясна. Достоверно известно, что до Сципиона Боргезе добрался лишь один Сан-Джованни – картина «Иоанн Креститель», находящаяся в галерее Боргезе и по сей день.
Предполагается, что «Экстаз Марии Магдалины» по какой-то причине остался в Неаполе. В 1612 году посетивший Неаполь Луи Финсон написал с нее свою копию. Спустя несколько десятилетий картина все-таки попала в Рим. На это указывает второе материальное свидетельство, найденное Миной Грегори, восковая таможенная печать Папского государства конца XVII века.
Девушка или зрелая женщина?
Отныне стало целых два «Экстаза Марии Магдалины» претендующих на подлинность. Впрочем, есть возможность, что оба они написаны Караваджо, так как известно несколько других картин, для которых он писал авторские копии. «Мальчик, чистящий фрукты» имеется и во флорентийской коллекции Лонги, и в Хэмптон-кортском дворце в Англии. Помимо «Лютниста» из Эрмитажа, есть аналогичные картины в Метрополитен-музее и в английской усадьбе Бадминтон-хаус (в авторстве последней есть сомнения). «Иоанна Крестителя» 1602 года можно увидеть в Риме дважды: в Капитолийских музеях и галерее Дориа-Памфили.
Но среди искусствоведов относительно «Экстаза Марии Магдалины» более распространен скептический взгляд. Гораздо больше тех, кто отказывает в подлинности и «Магдалине Кляйна», и картине, найденной в 2014 году, чем тех, кто готов признать оба холста работами Караваджо. Сама же Мина Грегори полагает, что копией является именно «Магдалина Кляйна» и указывает на различия между этой картиной и копией Финсона, которые отсутствуют, если сравнивать работу Финсона с новым «Экстазом Марии Магдалины». В частности и на этой картине, и на копии Финсона Мария Магдалина выглядит юной девушкой, почти подростком, тогда как «Магдалина Кляйна» изображает зрелую женщину.
Мина Грегори, рассказав об обнаруженной ею картине, сообщила журналистам, что уговаривает владельцев разрешить ее публичный показ. Те, хотя и всячески избегают публичности, опасаясь кражи картины, в конце концов, согласились. В 2017 году «Экстаз Марии Магдалины» был впервые выставлен в Токио. Теперь эта картина представлена публике в Европе и висит рядом с «Магдалиной Кляна».
«Необычно видеть обе версии вместе, – говорит профессор истории рисования и гравюры Лейденского университета Герт Ян ван дер Сман. – Но, на мой взгляд, обе работы являются копиями XVII века с утраченного или пока еще не найденного оригинала. Большинство ученых скептически относятся к атрибуции 2014 года».
Но специалисты однозначно приветствуют решение кураторов выставки показать обе картины. Ричард Спир, эксперт по итальянскому барокко из Принстонского университета, сказал: «Для выставок нет ничего необычного в показе вариантов работ для изучения. Действительно, это одна из лучших вещей, которые могут принести выставки, это продвинуть исследования. Это хорошая возможность сформировать мнение, особенно по варианту, приписываемому Караваджо Миной Грегори».
Источники — http://polit.ru , http://diletant.media , http://24smi.org