Одомашнивать этих насекомых начали еще 9 тысяч лет назад!
Оказывается, пчелы были хорошо известны человеку уже в раннем неолите. Ученые обнаружили в Азии древнейшие следы пчеловодческой активности. Открытие доказывает, что пчеловодами люди стали почти сразу же после перехода к оседлому образу жизни.
Археологи периодически находят изображения пчел и пчелиных гнезд на стенах пещер, служивших убежищем для людей каменного века. Однако было неясно, как давно человечество приступило к систематическому разведению медоносной пчелы. Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи занялись поиском следов воска на неолитической керамике. Вещества, содержащиеся в пчелином воске, такие как эфиры и алканы, являются его уникальной визитной карточкой и хорошо сохраняются на глиняной посуде. Пытаясь идентифицировать их, ученые проанализировали около 6000 черепков из 150 археологических памятников Старого Света. Оказалось, что впервые разведением пчел люди занялись на территории нынешней Турции около 9000 лет назад! Спустя несколько тысяч лет посуда со следами воска появилась на Балканах и Северной Африке. Однако севернее Дании пчеловодство не распространилось из-за суровых климатических условий.
Страна молока и меда
В Египте делали ульи из обожженной глины, которые до сих пор встречаются на Ближнем Востоке (Иран, Афганистан, Турция), а также ульи, плетенные из прутьев и обмазанные глиной. Древним египтянам была известна и кочевка с пчелами. Перевозка пчел производилась по Нилу на лодках. В Египте мед ценили настолько высоко, что все фараоны носили титул «повелитель пчел». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти – его гробницу.
Разводили пчел в Аравии, Ассирии, Индии и других странах Востока. Исторические и археологические источники утверждают, что в древние времена пчеловодство процветало в Палестине (историческая область, включавшая в себя современный Израиль, Иорданию, часть Ливана, Сирии и часть современной частично признанной Палестины), причем множество пчелиных роев обитало на скалах: в жаркие дни вытопившийся из сотов мед стекал по камням вниз. И оттого эти места получили название «земля, где несут молоко и мед».
Пасеки патрициев
Приручали пчел и в Древней Греции. По свидетельству Гомера (IX в. до н.э.), Гесиода и других писателей древности, в Греции на многих пасеках пчелы находились в плетеных ульях. В книге, относящейся в V в. до н. э., пишется, что только в небольшой греческой провинции Аттике насчитывалось до 20 тыс. ульев! Научный же подход к пчеловодству впервые применил Аристотель, подробно описавший жизнь медоносных насекомых.
Римляне с удовольствием переняли у греков искусство пчеловодства. Многие знатные римляне и даже патриции разводили у себя пчел. Так же, как и в Египте, греки и римляне широко применяли перевозку пчел на медосбор. Греки перевозили насекомых на богатый медоносными растениями полуостров Аттику и на острова Эгейского моря. При этом правила кочевки регулировались государственными законами того времени. В законах Солона указывалось, на каком расстоянии должны расставляться пасеки, выехавшие на кочевку. Римляне перевозили пчел на острова заливов Средиземного моря.
В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы меда. Великий Гомер воспел и его замечательные пищевые и лечебные свойства. Одна из его героинь чудесным напитком кикеоном (большую его часть составлял мед) лечила бессонницу и вдохновляла воинов на подвиги.
Древние кельты настолько ценили мед, что даже использовали его в качестве оплаты. Древние германцы из меда делали напитки, которые настаивали на целебных травах.
Виселица за воровство насекомых и меда
В Европе пчеловодство стало усиленно развиваться с распространением христианства. Тогда пчелиный воск стали использовать в религиозных обрядах. Ведь без свечей не обходилось ни одно богослужение. Воска потребовалось так много, что римская церковь даже отпускала за него грехи.
Появилось и много законов, охранявших пчел и их владельцев. Например, по старым английским законам, воровство пчел считалось более тяжким преступлением, чем хищение рабов. Согласно римскому законодательству, «природа пчел дика, а потому, если они привьются на нашем дереве, то до тех пор, пока они не будут помещены в ульи, не могут считаться нашими, так же как и птицы, построившие гнезда свои на нашем дереве. Рой, вылетевший из нашего улья, до тех пор считается нашим, пока не скроется из зрения нашего, и преследовать его не сделается трудным». Древние римляне были необычайно высокого мнения о пчелах и считали, что людям недоступно нормировать законами внутреннюю жизнь пчел.
Кодекс гражданского права, изданный при Наполеоне, содержал много статей, связанных с пчеловодством. Отмечалось, что в состоянии дикости пчелы не принадлежат никому, а, следовательно, мед и воск становятся собственностью первого, кто ими завладеет. Каждый собственник земли имел право завести столько пчел в ульях, сколько пожелает, и там, где считает для себя наиболее удобным. За воровство ульев с пчелами, а также меда или воска виновного заключали в тюрьму на срок от одного года до пяти лет. Дополнительно налагался штраф в размере от 15 до 500 франков. Кроме того, преступника могли лишить гражданских прав на срок до пяти лет.
Очень строгими были законы об охране пчеловодства в Германии. Они охраняли пчел даже от их собственников. «Кто преднамеренно заберется на чужую пасеку или тайно обворует ее, тот без всякой жалости наказуется виселицей». «Кто извлечет из улья (дупла) собственных или чужих пчел, тот без всякой жалости предается в руки палачу, который обматывает внутренностями и кишками преступника обокраденное дерево и затем вешает самого казненного на том же дереве». Смертная казнь определялась и за другие нарушения пасечного права. Смертная казнь за порчу бортных деревьев или выломку чужого меда была установлена и «Литовским статусом».
Подготовила Анна Попенко,
по материалам http://Geolike.ru , http://Magichoney.ru , http://zn.ua , http://Rnsp.su