Если муж заглядывался на соседку, то всегда можно было пожаловаться на нее инквизиторам
Попасть в поле зрения средневековой инквизиции мог любой человек. Достаточно было быть образованным, красивым, нищим, евреем или тем, кто сомневается в праведности папы римского и святой церкви. Особенно досталось женщинам, которые, по мнению христианских богословов, были вместилищем греха.
Вода разрывала желудок
В 1494 году папа римский издал буллу, в которой призывал христиан бороться с колдунами, ведьмами, еретиками и людьми, контактирующими с дьяволом. Вопреки расхожему мнению, труд инквизитора Генриха Крамера «Молот ведьм» — трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм — церковь не признала и не благословила. Самого Крамера в 1490 году осудили за чрезмерный интерес к сексуальным аспектам колдовства.
Инквизиция работала как в католических странах, так и на землях, где победила Реформация, которая выступала против власти папы римского. Например, в Силезии была построена специальная печь для сжигания колдунов. За год в ней сожгли 41 человека, в том числе пятерых детей.
Эпоха позднего Средневековья – это время начала тотальных войн, голода, вызванного изменениями климата и чумы. В своих несчастьях люди винили потусторонние силы и соседей, которые якобы прислуживали сатане и напускали на них все беды. Поэтому большая часть обвинительных дел заводилась по доносам.
Инквизиторы считали, что перед казнью ведьму следует пытать, иначе она переродится в новом теле. Богослов Сельвестр Приерас верил, что издевательства надо продолжать и после признания, иначе бестия не искупит свои грехи.
Во время следствия красивых девушек под предлогом поиска «печати дьявола» могли изнасиловать. На несчастных оказывали психологическое давление, их морили голодом и не давали пить. Когда жертва слабела, переходили к пыткам, которых было множество. Наиболее распространенными считались дыба и «стул ведьмы» – высокое кресло, покрытое заостренными кольями, под которым разжигали костер.
Самая страшная пытка проходила так: девушку раздевали догола и привязывали к специальному станку. Несчастной разводили ноги и вставляли в нее конус, еще один помещали в рот. Через конусы палачи вливали в женщину воду, которая буквально разрывала желудок. Иногда вместо жидкости использовали насекомых.
За особые преступления могли отрубить конечности или раскаленными щипцами вырывать куски мяса. Если жертва не доживала до костра, то в документах писали, что ее убил дьявол, например, свернул ей шею. Специалист средневекового права Жан Боден рекомендовал поджаривать ведьм на медленном огне, поэтому для казни использовали сырые дрова.
Родинка – метка дьявола
Часто в колдовстве обвиняли красивых девушек. Считалось, что они привлекают мужчин не благодаря внешнему виду и природному обаянию, а за счет договора с нечистой силой. Если муж заглядывался на соседку, то всегда можно было пожаловаться на нее инквизиторам, которые «разберутся», в чем дело. Может, ведьма просто заговорила или опоила благоверного?
В процессе расследования женщину могли и оправдать, однако если у несчастной оказывались рыжие волосы или крупные родинки, то ее всегда отправляли на костер. Родинка – метка дьявола, а рыжеволосой была первая жена Адама, Лилит, которая отличалась непокорным нравом.
В группе риска оказывались женщины с бородавками, шрамами, морщинами, сгорбленной спиной или седыми волосами. Чрезмерная худоба, как и лишний вес тоже говорили о связи с сатаной.
По средневековым представлениям без мужчины женщина не могла быть богатой. Если она вдова или еще не вышла замуж, а живет в достатке, значит, ей помогает дьявол. Определить уровень благосостояния обвиняемой помогали соседи. Весомым поводом обвинить в связи с потусторонним миром считался и высокий уровень образования. На костер пошло множество ученых и студентов средневековых университетов. Для женщины было достаточно просто знать географию и иностранные языки. Если женщина родила ребенка без мужа, то его отцом объявляли сатану. В таком случае и мать, и младенца ждала казнь.
Профессиональным успехом любого инквизитора считалось раскрытие шабаша. Ведьмы редко действуют самостоятельно и всегда собираются в «семьи». Любое собрание женщин без мужчин наводило средневековых европейцев на мысль, не колдуньи ли перед ними. Собраться вместе девушки могли только для проведения дьявольских обрядов или шабашей, а значит, о них надо рассказать инквизитору.
Хозяйки кошек, особенно черных, мышей, сов и других животных автоматически становились ведьмами. Считалось, что они могли перемещаться в животных и творить зло. Так, в Германии женщину сожгли за то, что она не испугалась черной кошки, которая заскочила в церковь во время крестин.
Показательна история англичанки миссис Джулиан Кокс, которую казнили в 1663 году. Охотник гнался за кроликом, который убежал в кусты. Мужчина бросился за ним, но в зарослях наткнулся не на зверька, а на миссис Кокс. Охотник вызвал инквизицию и сообщил, что женщина на его глазах обратилась из кролика в человека. Во время суда один из соседей Джулиан утверждал, что видел, как она влетела в окно верхом на метле.
Источник: bigpicture.ru