«У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».
Это стихотворение А.С. Пушкина знакомо с детских лет, но кто же этот загадочный кот ученый, который «идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит»? Образ этого ученого кота Александр Сергеевич заимствовал из сказок, где был похожий персонаж кот Баюн. Этот персонаж в сказках в основном упоминается вскользь и находится, так сказать, на вторых ролях. И, естественно, за долгое время его образ не то что бы исказился, но приобрел множество новых черт, и найти истинный облик теперь не представляется возможным. Но давайте посмотрим, что есть на этого невероятного персонажа.
Наверное, начать стоит с отношения людей к кошкам в общем. Ведь кошка – зверь, любимый народом! С нею связано множество примет и пословиц. Например: «Без кошки не изба». Или: «На мышку и кошка зверь!»
А вот если кошка свертывается клубком – это к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру, умывается — к приходу гостей, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку сулит.
Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехцветная кошка, по мнению пахарей, приносит счастье тому дому, где живет. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о котике-коточке, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.
А вот версия происхождения кошек на земле. Странствовал когда-то Велес, покровитель животных, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.
А теперь перейдем к ученому коту Баюну. Этот персонаж обладает волшебным голосом и огромными размерами. Сидит он на столбе и заговаривает подошедших к нему путников сказками да песнями, завораживающий голос его за семь верст слышно. Кот Баюн любит испытывать людей. Как замурлыкает, то напускает, на кого захочет, заколдованный сон. Видения во сне не отличаются от обычных переживаний, и всё происходит, словно в реальной жизни. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, мурлыка способен одарить человека или дать ценный совет. Неизвестно, способен ли кто-то с котом договориться, но вот подчинить себе – это можно. И тогда в хозяйских руках убаюкивающие сказки кота Баюна приобретают целебные свойства.
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с Баюном грозит смертью. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет Баюна во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
Но вот что интересно: с размерами кота Баюна все не так ясно, если судить по рисункам, на которых он изображен. Ведь на более старых изображениях судить о его размере довольно сложно, а на современных он уже нарисован огромным котом.
А вот отрывок из сказки «Пойди туда, не знаю куда», который, возможно, даст ключ к разгадке:
«Пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал, и принялся бить оловянным. Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать. Андрей его не слушает, знай, охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь — пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота с собой прихватил».
Вроде бы в этой сказке о размерах кота не говорится, но тот факт, что он прыгнул на голову героя, явно указывает на то, что Баюн все-таки небольшого размера. Но, с другой стороны, он разбил два железных колпака своими стальными когтями, что говорит о его огромной силе.
Слово «баюн» означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола «баять» — «рассказывать, говорить». В сказках повествуется о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги.
Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов?
А вот еще одна сказка из книги «Мифы русского народа», автором которой является Георгий Науменко:
«Смеркается. На улице становится темно и пустынно. По улице идёт кот Баюн. На хвосте у него два узелка висят. На спине два котёнка сидят. Подходит он к дому, отворяет окно и подаёт котёнка. Девочка увидала, обрадовалась и говорит:
– Какой котёнок хорошенький, пригоженький! Возьму его себе!
Забрала девочка котёнка, легла спать. Кот Баюн доволен. Развязал один узелок, выпустил сон и дрёму на волю и мурлыкает:
– Мур-р-мур-р-мур-р, усни! Мур-р-мур-р-мур-р, усни!
Девочку сладкий сон стал одолевать. Дрёма на глаза накатилась. И видится ей, что она — белочка с золотым орешком, с ветки на ветку прыгает. Чудится, что она рыбка – серебряная спинка, по морю-океану плывёт и корабли обгоняет. Снится, что она жаворонок, над полем летает, песенки распевает и солнышко крылышками достаёт.
Идёт дальше кот Баюн. Отворяет в другом доме окно. Подаёт котёнка. Мальчик увидал и говорит:
– Не люблю котят! Мучить буду рад!
Кот Баюн не дал ему котёнка. Мальчик лёг спать. Кот Баюн недоволен, напустил сон-угомон, мурлыкает:
– Мур-р-мур-р, усни! Мур-р-мур-р, усни!
Мальчика сон стал одолевать, угомон глаза закрывать. Видится мальчику, что он заяц и за ним волк гонится, вот-вот зубами схватит. Заяц споткнулся, через голову перевернулся, в голубя превратился и в небо полетел. Увидал голубя коршун, за ним погнался, так и хочет когтями вцепиться. Голубь в воду нырнул и превратился в карася. И в море поплыл. Увидала карася щука, пасть открыла, острые зубы показала, за ним погналась. Не хочется карасю от щуки смерть принимать. Выбросился он на берег и прямо к рыбаку в горшок попал. Рыбак увидал рыбу, поставил горшок на огонь и говорит:
– Славная уха будет!
Страшно и жутко стало мальчику, и он закричал:
– Спасите! Я пропал!
И тут проснулся, глаза открыл. Кот Баюн затворил окно и пошёл дальше».
Учитывая все вышесказанное, ясно одно: Кот Баюн совсем непрост.
Источник: http://seventopblog.wordpress.com , http://musaget.ru