Растения спасают от врагов и оберегают жилье
Давно известно, что люди во многом обязаны жизнью лесам. Деревья обогревали нас в лютые холода, из древесины построены первые жилища. Плоды позволили спастись от голода. Неудивительно, что наши предки относились к деревьям с большим трепетом и уважением. Многие жители леса стали священными, о некоторых сложены красивые легенды.
Почему самшит вечнозеленый
Самшит – дерево уникальное. Его древесина тяжелая и крепкая, а изделия из нее очень красивые. Она высоко ценилась еще в античные времена. О самшите сложено немало легенд, и каждая из них воспевает какие-то свойства этого дерева.
Одна легенда такова. Много веков назад враги решили захватить богатые и плодородные земли, принадлежащие некоему племени. Захватчики пленили местного мальчика-пастушка и потребовали, чтобы тот показал им путь в поселение. Мальчик согласился, но попросил за это кругленькую сумму. Он привел завоевателей к широкой и бурной реке, неподалеку от которой росли деревья — это был самшит.
Чужаки увидели мирное поселение, которое было занято возделыванием земли, и поняли, что изгнать хлеборобов не составит труда. Но как перебраться на другой берег? Перейти вброд или вплавь не получится — уж очень быстрое и опасное течение. Перекинуть с берега на берег ствол дерева тоже нельзя — река широка. И тут пастушок подсказал: срубить несколько деревьев, сделать из них лодки и на них переплыть реку. Через несколько дней захватчики спустили лодки на воду. Вот только не знали они свойств самшита. Лодки из тяжелой древесины стали стремительно тонуть. Кто-то пошел ко дну сразу вместе с лодками, кого-то унесло бурным течением. Так самшит и смышленый пастушок спасли деревню от гибели.
Другое предание объясняет, почему самшит всегда зеленый. Однажды Всевышний велел ворону побрызгать на головы людей водой из святого источника, чтобы они могли жить долго и без болезней. Но ворон решил окропить волшебной водой себя. Он набрал воды в клюв, полетел к самшиту, сел на него и, задрав голову, хотел выплюнуть воду так, чтобы она попала на него. Но вот незадача — ворон промахнулся, и вся вода вылилась на дерево. С той поры самшит стал вечнозеленым долгожителем. И именно тогда во всех частях самшита появились ядовитые вещества, защищающие его от вредителей.
Берёза оберегающая
Берёза в славянской мифологии всегда слыла священным деревом. Лингвисты связывают название дерева с глаголом «беречь». Дело в том, что во время язычества у славян была богиня, имя которой – Берегиня. Она являлась матерью всех духов, символизировала весну и её символом была именно берёза. Славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека, символом света, чистоты, женственности, олицетворением нежности. В былинах, сказках происхождение берёзы обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего кем-то обиженной.
К березе приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. По сложившейся традиции к берёзе часто приезжают молодожёны, так как по поверью поклонившаяся этому дереву пара никогда не будет знать разлуки. Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка… Беременные женщины просили у берёзы силы и помощи, чтобы роды были лёгкими и удачными, а ребёнок рос здоровым и счастливым.
Девушки приносили берёзе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали берёзы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из берёзы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шёл ко дну, значит, то, о чём девушка мечтала, не сбудется, либо она умрёт в этом году. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья пристанет к сердцу парня.
В старину берёзу называли деревом четырёх дел.
«Первое дело – мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы освещала берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
«Второе дело – крик утешать». В старину берёзовым дёгтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крика», чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек.
«Третье дело – больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили – если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю.
«Четвёртое дело – чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту и в доме, и во дворе.
Дуб: царь лесов
С давних времен дуб считался у многих народов священным деревом — царем лесов. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости. В них говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе божией» и держит на своих ветвях весь мир.
Обычно дуб живёт 400-500 лет, а отдельные деревья могут достигать возраста 1000-2000 лет.
Древние славяне посвящали дуб своему верховному божеству – Перуну, скандинавы – богу Тору, кельтские жрецы-друиды – дню весеннего равноденствия, античные греки – богу неба, грома и молний, ведающему всем миром Зевсу, римляне – богу молнии и неба Юпитеру. Кстати, античных богов чаще всего изображали с венком из дубовых листьев на голове – знаком непоколебимости, силы, твёрдости и мужества.
Существовали целые заповедные священные дубовые рощи, праздное посещение которых считалось кощунственным. По древнеславянским верованиям беда подстерегала всякого, кто решался срубить дуб.
В старину с дубом были связаны многие магические обряды. К нему обращались с заговором от детской бессонницы, укуса змеи, болей в спине. Считалось, что при зубной боли помогает подержать во рту свежую дубовую щепочку. Чтобы путь был спокойным, путешественники оставляли свои посохи возле дуба. Увидеть во сне дуб, усыпанный желудями, – к богатству, благополучию.
Благодаря своей долговечности и крепости дуб всегда считался исполинским, непобедимым деревом. Вспомним, где в народных сказках хранилась смерть Кощея Бессмертного.
Верба-защитница
Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.
Верба также символизирует быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая, освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий и болезней. Древние славяне верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь — усмиряет его, а посаженная в поле — оберегает посевы, выброшенные на двор ветки — останавливают град. Наконец, верба была олицетворением храбрости. Робкому человеку советовали вколотить в стену дома кусочек ветки.
Драконово дерево: символ любви
Драконово дерево, или драцена драконовая, родом из тропиков и субтропиков Африки. Обосновалось оно на островах Юго-Восточной Азии и на Канарах. Растет драконово дерево медленно. За 10 лет прибавляет в высоту не больше метра. После каждого цветения дерево разветвляется, постепенно достигая формы большого зонта. Листья у него узкие и настолько жесткие, что из них делают щетки.
Священной считается красная смола, выделяемая драценой на срезе. Вначале она бесцветная, но на воздухе быстро приобретает кроваво-красный цвет. Средневековые ученые считали это дерево полуживотным и полурастением, а красный сок — настоящей кровью. Об этом говорят и многочисленные легенды.
Старая индийская легенда рассказывает, что давным-давно в Аравийском море на острове Сокотра жил кровожадный дракон, нападавший на слонов и выпивавший их кровь. Но однажды умирающий слон упал на дракона и раздавил его. Кровь дракона смешалась с кровью слона и пролилась на землю. Она пропитала почву и поднялась по стволу дерева, которое выросло на этом месте. Эта легенда объясняет и то, почему смола называется драконовой кровью, и почему жители острова назвали её «кровью двух братьев».
Жили в древние времена прекрасная девушка и смелый юноша. Они полюбили друг друга. Девушка была дочерью верховного жреца, а юноша был всего лишь простым бедным воином. Он пришел к жрецу, чтобы попросить руки его дочери. Жрец схватил сухую палку, вонзил ее в землю и сказал: «Ты будешь каждый день приходить сюда и поливать эту палку водой. Если на ней появится хоть один зеленый листок, я отдам тебе в жены свою дочь. Но если через пять дней палка не оживет, тебя принесут в жертву богам за дерзость!» Юноша приходил к храму и поливал водой сухую палку, а девушка проводила дни в слезах. На четвертый день на сухом дереве появился робкий зеленый росток, а на пятый день вся палка была покрыта зелеными листьями. С тех пор в Бразилии, Венесуэле и Коста-Рике верят в то, что небольшая часть ствола драцены, срезанная в полночь в полнолуние и заботливо поливаемая, приносит счастье в любви. Кусочки драцены принято дарить любимым, а скорость роста листьев на них определяет силу любви.
По материалам sozero.livejournal.com, cbg.org.by, vsegda.moy.su, beliedoski.ru