Ритуалы мексиканских шаманов
Удивительно, как в Мексике преспокойно уживаются древние языческие верования и строгая католическая вера. Одни и те же люди истово молятся в храме, а затем идут к шаману – лечиться, привлекать удачу, прогонять злых духов…
Говорят, что настоящие шаманы могут вылечить даже смертельно больного человека, не говоря уже об обычных недугах. Однако их роль гораздо шире – мексиканцы верят, что они не только исцеляют, а осуществляют связь с высшими силами с помощью магических действ.
Во времена конкисты большинство ритуалов, проводимых шаманами, было запрещено, вера индейцев жестко искоренялась. И в том, что многие из традиций дошли до сегодняшнего дня, ученые признают заслугу потомственных шаманов, передававших знания из поколения в поколение. В последние годы культура обрядов, проводимых шаманами, получила вторую жизнь, отчасти благодаря выросшему интересу со стороны туристов.
Катемако: место силы
Шамана можно встретить практически в любой части страны – и большом городе, и в деревне. Но есть в Мексике место, буквально пропитанное волшебством, где чуть ли не каждый житель обладает необычными способностями. Это Катемако – небольшой городок, расположенный в штате Веракрус, на берегу одноименного озера. С древности он считается местом силы для всех, кто занимается колдовством. Здесь живут колдуны и шаманы всех мастей – и за их чарами едут сюда мексиканцы, а вслед за ними и туристы со всего света.
Люди приезжают в Катемако с разными целями. Одни мечтают исцелиться от болезни и надеются на древние знания знахарей и травников. Другие сразу идут к магам снимать порчу и сглаз, невзирая на предупреждения о том, что магия – черная. Многие подбирают себе амулеты, которых здесь множество – буквально на все случаи жизни. В столице, прямо на площади Сокало, по выходным можно запросто повстречать шамана в традиционном наряде. Он ведет здесь «прием» — окуривает целебными травами и бормочет заклинания.
А в первую пятницу марта в Катемако происходит и вовсе удивительное – традиционный съезд шаманов. В эти дни город заполняется знахарями, ведьмами, колдунами черной и белой магии, целителями и изготовителями амулетов со всех концов Мексики. Инициатором «волшебного конгресса» стал известный мексиканский шаман Гонсало Агирре. И уже несколько десятков лет количество участников и зрителей только увеличивается. Туристы стремятся попасть в Катемако в дни съезда, ведь это редкий случай, когда шаманы и колдуны приоткрывают тайну своих ритуалов. Прямо на улицах маги демонстрируют обряды очищения духа и снятия сглаза, любой желающий может получить предсказание от прорицателей.
Интересно, что мексиканские индейцы часто отличают «хорошую» болезнь, которую можно вылечить лекарствами, от «нехорошей», которая лечится только шаманскими ритуалами. Например, индейцы сьерра ниан ниу говорят, что «хорошая» болезнь насылается богом, который также разместил на земле и средства, травы и лекарства, при помощи которых их можно вылечить. Если же болезнь послана злыми существами или наслана злыми людьми, то здесь уже необходимо вмешательство шаманов, поскольку от подобных недугов нельзя избавиться обычными средствами.
Среди индейцев центральной и северной Мексики существует распространённое поверье о том, что болезнь могут вызвать имплантированные в тело предметы или вещи, находящиеся внутри или возле дома. Считается, что предметы, находящиеся внутри тела, невидимы для глаз обычного человека. Только шаман может увидеть их и извлечь. Что это за предмет, можно понять, лишь вытащив его. Например, шаманы пополока находят в телах своих пациентов ногти, шипы магея и камни. Шаманы сьерра ниан ниу достают кусочки испорченной крови и плоти. Шаманы тепеуа извлекают небольшие кости, зёрна кофе, кукурузы или деньги.
Подношения из хлопка и кукурузы
Собираясь к шаману, нужно обязательно подготовить небольшие подарки. Шаманы кора просят подношения в виде пиноле (поджаренный ломтик из кукурузной муки с сахаром), денег и хлопка. Хлопок считают священным, поскольку он сделан из тонких нитей, которые в размотанном виде могут достигнуть небес. Он связывает уровни иерархии живых существ и впитывает болезнь во время целительных церемоний.
Диагноз, поставленный колдуном, зависит от знаний о том, как разные болезни себя проявляют. К тому же в каждой культуре развилась своя диагностическая традиция. Например, матлацинки проверяют глаза, чтобы увидеть, подвергся ли человек атаке со стороны духов-ветерков или нет. Если ветерок нападал, то глаза выглядят «печальными», а пациент страдает от несварения, потери аппетита и усталости. У сьерра ниан ниу симптомом нападения ветерка является резкая и сильная боль. А шаманы папаго просто осматривают пациента, чтобы понять, вызвана ли болезнь колдовством. Как именно это происходит, они не объясняют.
Слабость и депрессия могут быть истолкованы как симптомы потери оживлённых сил. Потеря такой силы и души — серьёзная болезнь. Если оживлённую силу не вернуть, то пациент умрёт. Чтобы вылечить больного, шаман должен изловить в горах птицу, рептилию или насекомое, кто по его ощущению является душой пациента.
Шаманы науа на востоке щупают пульс пациенту, чтобы определить, болен тот или нет. Они утверждают, что кровь пациента уличает колдуна, наславшего болезнь. Шаманы сьерра ниан ниу, тотонаки и уастеки часто для диагностики болезни используют кристаллы кварца или цветного стекла. Обычно кристалл расположен у свечи возле пациента. Свет, прошедший через него, выявляет нахождение и природу болезни. Тотонакские кристаллы хранятся в салфетке или в раскрашенной тыкве на алтаре. Перед использованием кристалла тотонакский шаман проносит его сквозь дым фимиама и затем окунает в белый ром, чтобы «дать ему попить».
Ищут воров и мирят супругов
К шаманам приходят и со многими другими проблемами, помимо болезней. Некоторые тотонакские шаманы специализируются на ворах. Они прикрепляют шнур к образу святого Антонио, который отслеживает вора. Вора также можно заставить испытывать боль до тех пор, пока он не вернёт украденную вещь.
Шаманы также помогают пережить разрыв любовных отношений. Сьерра ниан ниу верят, что колдуны могут заставить людей любить либо возбудить страсть друг к другу путём манипулирования их оживлёнными силами. Женщины приходят к шаманам сьерра ниан ниу с надеждой на то, что колдун повлияет на своенравного супруга и тот вернётся назад. В ходе специального ритуала вырезаются бумажные фигурки, представляющие оживлённые силы пары. Во время церемонии эти две бумажные фигурки соединяют. Но колдовать нужно очень аккуратно, чтобы ненароком не вызвать вспышку ревности и нарушение супружеской верности.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам Kailash.ru, Indiansworld.org