Необъяснимые и мистические истории, рассказанные очевидцами
«Смотрит безжизненными глазами»
У меня есть подруга Инна, живущая по соседству. Мы часто общаемся. Её родители умерли, и она живет одна. Недавно она мне рассказала об удивительном событии. Трудно поверить, что это правда, но Инна никогда раньше меня не обманывала. Кроме того, она серьезный, рациональный человек и не склонна искать в жизненных ситуациях мистическую подоплеку. Тем не менее, история, которая произошла пять лет назад, изумляет. Инна рассказала мне её впервые недавно.
«Мои родители погибли в ДТП, — вспоминала подруга. — Мы тогда жили в Испании, а там принято кремировать умерших. Урны с прахом папы и мамы поместили в специальную каменную ячейку. Мы остались с бабушкой одни. Горевали страшно.
На следующий день я проходила мимо храма, в котором родителей накануне отпевали. Я работала тогда допоздна, было около полуночи. И вдруг четко вижу, как на крыше храма стоят отец с матерью. Выглядят как живые. Они молча смотрели на меня, потом исчезли… Пришла домой вся не своя. И тут бабушка говорит, что тоже их видела, они заглядывали в окно нашей квартиры.
На этом визиты не прекратились. Однажды я вернулась домой раньше обычного, позвонила в дверь. Бабушка не открыла, похоже, ушла в магазин. Пока доставала ключи, заметила, как приоткрылась шторка, и оттуда в окно выглянул мой отец. Он так всегда делал, когда кто-то звонил в дверь. Но он же умер! Зашла в квартиру, а там мама сидит в своем любимом кресле. И смотрит на меня в упор безжизненными глазами.
Папа с мамой посещали нас с бабушкой почти каждый день. Молча появлялись и так же исчезали. Мы и в храм ходили, и молились за упокой их душ ежедневно. Без толку. Тогда я предложила бабушке вернуться домой, в родной город. Мы так и сделали. И все прекратилось».
После этих слов Инна замолчала и задумалась. Она до сих пор не понимает, зачем посещали ее покойные родители. Возможно, они что-то хотели сказать? Или их души не могли успокоиться из-за того, что были опалены страшным огнем, а тела не предали земле?
Опасный Шекспир и призрак оперы
Театр и мистика неразрывно связаны. В Древней Греции проходили театрализованные шествия и мистерии, во время которых в форме театральных постановок исполнялись магические ритуалы, призванные принести счастье и благоденствие роду. И до сегодняшнего дня сама сущность театра является мистической. Актер на сцене очерчивает круг вымышленной, магической реальности, передающейся зрителям…
Актеры очень суеверные люди, и даже те, кто не верит в чертовщину, стараются соблюдать некоторые традиции. Загляните за кулисы любого балетного спектакля. Вы увидите, как танцовщицы, прежде чем надеть балетную туфельку, несколько раз дышат в нее. Считается, что только так туфелька прочно сядет на ногу и балерина не упадет на сцене. Существует и целый ритуал завязки атласных лент на пуантах.
В балете также есть роли, которые считаются несчастливыми. Например, роль молодой крестьянки Жизель из балетного спектакля композитора Адольфа Адана и хореографа Жан Коралли «Жизель, или Виллисы», который впервые появился на сцене в 1841 году. Как рассказывается в древней немецкой легенде, девушка Жизель узнает о предательстве возлюбленного, от горя теряет рассудок и умирает. Она превращается в призрачную вилис — невесту, умершую незадолго до свадьбы. Ночью вилисы проникают в мир людей, и мужчина, оказавшийся рядом, становится их жертвой — духи заставляют его танцевать, пока он не умрет.
«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лёд, могилы…» — писал великий немецкий поэт Генрих Гейне.
Чем же опасна мифическая Жизель для актрис? Гениальная прима-балерина Ольга Спесивцева исполнила эту роль в 1919 году на сцене Мариинского театра. Те, кто был на спектакле, говорят, что ничего подобного никогда не видели. После сцены безумия Жизель зал рыдал! «Когда Ольга Спесивцева, в результате исполнения этой партии, артистического вживления в эту роль сошла с ума, то на некоторое время в балете стали считать, что Жизель – это очень плохая роль, которая губит танцовщиков», – объясняет историк балета Янина Гурова. У балерины стали проявляться признаки психического расстройства и некоторое время она провела в лечебнице.
Трагедия Шекспира «Макбет» – одна из самых мистических пьес великого драматурга. С момента первой постановки театром «Глобус» за пьесой укрепилась дурная слава. На самом первом представлении актер, который должен был сыграть леди Макбет, неожиданно умер. Затем актер, исполнявший роль короля Дункана, был убит прямо на сцене: почему-то вместо бутафорского оказался настоящий кинжал. Затем еще один актер, играя Макбета, был ранен мечом и умер.
Но самое знаменательное событие произошло в нью-йоркском театре «Астор-Плейс» в 1849 году. Тогда на показе «Макбета» среди зрителей вдруг разгорелась драка, 22 человека были убиты, более 100 ранены. Неудивительно, что в России до 1860 года спектакль был официально запрещен к постановке. «Англичане никогда не называют «Макбета» «Макбетом». Они называют пьесу «Шотландская трагедия», – отмечает главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитриевская. – Считается, что если театр ставит «Макбета», то может произойти что-то трагическое. И такие случаи есть. Например, в Петербурге, когда Темур Нодарович Чхеидзе репетировал «Макбета», стало плохо Владиславу Стржельчику, и больше он на сцену не вышел. Но, я думаю, во время других спектаклей тоже случаются смерти и все прочее».
Трагедии, постоянно случавшиеся с работниками театров, в которых ставили «Макбет», а также ужас зрителей, воспринимающих магические ритуалы на сцене как реальное колдовство, привели к тому, что пьеса сошла со сцены и была забыта практически на 100 лет. Есть мнение, что Шекспир включил в пьесу настоящие заклинания английских ведьм, которые, в свою очередь, усмотрели в спектакле глумление над их сакральным ремеслом и прокляли всех, кто будет, так или иначе, причастен к «Макбету». Сегодня театры тоже неохотно берутся за этот спектакль. По сравнению с «Гамлетом», «Макбет» ставят в 20 раз реже.
Государственный Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» довольно молод, но расположен в месте, полном легенд. Во времена императрицы Анны Иоанновны это был особняк знатного вельможи Артемия Волынского, казненного за участие в заговоре. В XIX веке особняк перестроили для молодого барона фон Дервиза. Архитектор создал что-то необыкновенное. Мавританскую гостиную с восточными интерьерами сменяет Кленовая гостиная в духе Людовика XVI, затем вы попадаете в настоящий грот: стены зала имитируют поверхность пещеры с висящими сталактитами. И наконец – белый театральный зал, где в окружении зеркал и прекрасных статуй проходят спектакли. В этом удивительном антураже нередко видят призрак фон Дервиза, одиноко сидящего в зале, а иногда силуэт доктора Дапертутто (Мейерхольда), который основал здесь Дом интермедий. «Я думаю, что это не призрак оперы, а ангел-хранитель. Может быть, витает призрак Мейерхольда, который здесь творил, занимался серьезными вещами, ломал стереотипы. Поскольку он в это время служил в Александринском театре, здесь он работал под псевдонимом доктор Дапертутто», – говорит художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров.
Однако самым известным театральным фантомом считается «призрак оперы», обитающий в парижской Гранд-опера. Здание поражает своей красотой и роскошью внутреннего убранства. Строение огромно, но посетителей не пускают в его подземную часть. Именно там был обнаружен мужской скелет с кольцом на пальце, который дал толчок для написания Гастоном Леру романа «Призрак оперы». Позднее по его мотивам были поставлены кинофильмы и мюзикл. По преданию, скелет принадлежал уродливому поклоннику одной из хористок, который из-за несчастной любви покончил жизнь самоубийством, замуровав себя в стене подвала. Призраку приписывают многочисленные происшествия, в частности, падение огромной люстры, в результате которого погибла женщина. Так это или нет, но на ложе №5 в Гранд-опера висит табличка, что это место забронировано за «призраком оперы».
В начале ХХ века английский физик сэр Оливер Лодж выдвинул гипотезу, согласно которой привидения представляют собой призрачное отображение какой-то длительной трагедии. Он предположил, что мощные эмоции могут запечатлеться в окружающей обстановке и восприниматься людьми. Поэтому призраки появляются именно в театрах, переполненных эмоциями актеров и зрителей.