Безумные причины, которые использовались как доказательства чародейства
В масштабных охотах на ведьм обвинения выдвигались как против мужчин, так и против женщин, но подавляющее большинство обвиненных, судимых и казненных составляли женщины. Какие неконтролируемые, случайные и трагические обстоятельства могли быть использованы, чтобы отправить «ведьму» на суд и часто на смерть?
Нет причин, чтобы не пойти в церковь
Пуританские жители колонии Массачусетского залива (США) должны были посещать церковь несколько раз в день и находиться там по несколько часов подряд — это был местный и очень строгий закон, нарушить который позволяла только смерть.
Жительница Салема Сара Осберн уже вызвала скандал, выйдя замуж за своего гораздо более молодого слугу после смерти мужа и забрав имущество покойного мужа себе, а не передав его сыновьям, как предписывала традиция и завещание мужа. Когда Абигейл Уильямс и Бетти Пэррис — предполагаемые жертвы колдовства и две из первых пострадавших девушек в Салеме — заявили, что подверглись нападению и пострадали от Осберн, вспомнилось скандальное прошлое Сары и местные наблюдения о том, что та не посещала церковь в течение трех лет.
В возрасте 49 лет Осберн имела очень слабое здоровье и к началу судебного процесса была прикована к постели. Она объяснила свою болезнь допрашивающим судьям. Однако она также рассказала, что однажды ее посетил «лживый дух», который велел ей держаться подальше от церкви. Она настаивала на том, что не подчинилась приказу духа и продолжала посещать церковь, пока не заболела.
Судьи не были убеждены в этом и отправили ее в тюрьму дожидаться приговора. Осберн могла бы стать первой обвиненной ведьмой, которая предстанет перед палачом, но грязная, кишащая крысами тюрьма Салема была не местом для уже больной женщины. Через девять недель Осберн умерла там, так и не дождавшись суда.
Участие в чьем-то кошмаре
В 1661 году последняя и самая смертоносная волна процесса по делу шотландских ведьм началась в регионе Лотиан. Пожилая акушерка Беатрикс Лесли стала идеальной мишенью. Было известно, что в своей практике она использовала народные ритуалы и травяные лекарства. Когда Лесли подозревали в использовании темной магии для того, чтобы вызвать смерть двух молодых девушек, которые ее разозлили, пара, для которой та выполняла обязанности акушерки, выступила против нее в качестве свидетелей. Они заявили, что после ссоры с Лесли им снились жестокие кошмары, в которых акушерка нападала на них и съедала.
Показаний бывших клиентов Лесли было достаточно для того, чтобы суд подверг ее освидетельствованию Джоном Киндкейдом, который сначала уколол ее в поисках дьявольской метки, а затем заставил прикоснуться к трупам своих жертв. Киндкейд утверждал, что под прикосновением у трупов пошла кровь. Лесли была казнена через несколько дней, в сентябре 1661 года.
Иметь кота по имени Сатана
Конечно, это странноватый выбор имени, но делает ли это хозяйку животного ведьмой? В английском городе Челмсфорд в 1566 году случилась дикая ситуация.
Элизабет Фрэнсис, пожилую нищенку, трижды судили за колдовство, прежде чем казнили. В первый раз, когда она предстала перед судом, она призналась, что в детстве бабушка подарила ей кошку. И утверждала, что кошка разговаривала с ней, требуя, чтобы хозяйка кормила ее каплями своей крови. Кошка якобы помогала убивать домашний скот и людей, учила использовать травы, чтобы вызвать аборт после того, как любовник оплодотворил Элизабет. К сожалению, мужчина заболел и умер вскоре после того, как Фрэнсис употребила зелье, и ее обвинили в том, что она использовала кошку для его убийства. Женщина, которая явно не дружила с головой, была признана… виновной. Правда, в первый раз её из-за канцелярской ошибки ее приговорили не к смерти, а к году тюрьмы.
Исцелить больного
Анна Гёльди, которую считают последней казненной за колдовство в Европе, пережила свои страдания задолго до того, как ее обвинили в колдовстве. Она выросла в бедности, дважды беременела от мужчины, который не женился на ней, и потеряла одного из детей в раннем младенчестве. Ее заподозрили в убийстве ребенка и подвергли публичному унижению через столб.
В 1780 году Гёльди устроилась слугой в дом Иоганна Чуди, богатого врача с высоким социальным статусом. Когда его дети стали находить в еде булавки, Анну обвинили в попытке причинить вред и уволили. Через неделю маленькая дочь Чуди тяжело заболела, отец утверждал, что у ребенка была рвота булавками, тогда Гёльди взяли вновь на работу в дом Чуди. Согласно местным традициям, исцелить ребенка мог только тот, из-за кого он заболел, и ей приказали сделать это под угрозой пыток. Чудесным образом здоровье ребенка улучшилось под присмотром Анны, но это уверило окружающих, что именно она навредила девочке. Ее арестовали и пытали. Не выдержав боли, Гёльди призналась, что заключила договор с дьяволом, чтобы причинить вред ребенку в качестве мести за предыдущие проступки. Анна была обезглавлена в 1782 году.
Попасть под детский лепет
Дети верят в сказки. Их фантазии не только приветствовались, но и часто использовались в обвинительных приговорах. Детей либо запугивали, чтобы они говорили нужные вещи взрослым, либо дети сами оговаривали того, кто их разозлил или был строг.
В 1670-х годах в Швеции было казнено несколько сотен человек. Семьдесят одна из этих казней произошла в приходе Торсакер, и все «ведьмы» были опознаны детьми. Процесс поиска происходил под руководством Лаврентия Христофори Хорнея — священника, который поручил двум мальчикам выявить ведьм среди входящих прихожан в церковь. Он сказал, что у колдуний есть метка на лбу, видимая только глазами ребенка. Мальчики, которыми искусно манипулировал священник, сделали то, о чем их просили. В тот день было арестовано много женщин, и в последующие месяцы другие дети помогали Хорнею в его поисках.
Кульминацией стал массовый суд и казнь, в ходе которой была убита пятая часть женского населения прихода.
Жить не в том климате
В канун Рождества 1617 года яростный шторм обрушился на океан, окружавший крошечную деревушку Вардо (ныне это территория Норвегии). Мужчины городка, рыбачившие в составе небольшой флотилии, погибли в ледяных волнах. Суровый климат с морозными туманами и снегом на несколько месяцев подряд подогревал устойчивые слухи о том, что вход в ад можно найти в горном массиве к югу от Вардо.
Власти заподозрили, что шторм был вызван колдовством. Джон Каннингем, капитан шотландского флота, был назначен губернатором Финнмарка и поселился в крепости Вардохус, откуда он должен был начать охоту на ведьм. После допроса и пыток жительница Вардо Мари Йогенсдаттер рассказала, что она и еще несколько женщин города вызвали бурю в качестве мести за соседские споры, вышедшие из-под контроля.
Несколько женщин, которых она назвала, под пытками подтвердили рассказ Йогенсдаттер, заявив, что вместе с ней ездили на шабаш ведьм, где пили вино и предавались блуду с дьяволом. Девяносто женщин были сожжены на костре.
Наличие спорных родственников
Ребекка Нерс, 71 год, самая пожилая жертва Салемского процесса (США), была маловероятным кандидатом для обвинения. Ее считали набожной, доброй женщиной. И она, и ее муж были уважаемыми общественными деятелями. Однако решение супругов переехать из города в деревню, арендовав фермерский участок у местного преподобного, втянуло их в земельную вражду между несколькими богатейшими семьями района. Спор шел о земле между деревней Салем и близлежащим Топсфилдом, причем жители обеих сторон претендовали на право собственности. Томас Патнэм и несколько его братьев построили свои дома на спорной земле и были взбешены, узнав, что часть земли была отдана жителям Топсфилда, включая брата Ребекки, Джейкоба Тауна.
Когда дочь Патнэма заявила, что ее атаковала ведьма, отец использовал это в качестве обвинения Ребекки Нерс. Семья и соседи немедленно бросились на защиту, и на суде женщину первоначально признали невиновной. После того как «пострадавшая» девушка устроила истерику, присяжные под давлением пересмотрели решение – и Ребекка Нёрс была признана виновной и приговорена к смерти. Несколько других женщин из видных семей Топсфилда также были казнены, в том числе сестра Нёрс, Мэри.
Видимые вены в глазу
Маргарет Эйткен, известная при жизни как Великая ведьма из Балвери, была необычной шотландской охотницей на ведьм. Арестованная и обвиненная в колдовстве в 1597 году, Эйткен согласилась со всеми претензиями, но убедила своих дознавателей в том, что не только может назвать имена других ведьм, которых знала лично, но и способна опознать любую ведьму в любом месте. Все, что ей нужно было сделать, это изучить рисунок вен в глазу человека.
Понятие дьявольской метки (а за неё выдавали всё, что угодно – родинку, родимое пятно, шрам, след от кожного заболевания и пр.) на теле ведьмы было не ново, но для ее поиска требовалось снять с жертвы одежду, проверить все тело на наличие подозрительных следов и уколоть все, что было найдено, чтобы «доказать» отсутствие боли или крови. Понятно, что не все несчастные обвиняемые могли скрыть чувство боли, а уж кровь от укола и подавно. Ну а осмотр глаз был более быстрым и простым.
Власти организовали турне по стране и провели Эйткен от города к городу, выстраивая подозреваемых женщин в колдовстве, которых та должна была осмотреть. Всех, кого она «опознавала», арестовывали и под пытками заставляли признаться. Историки сходятся во мнении, что Эйткен своим методом «опознавания ведьм» затягивала время и пыталась выторговать себе жизнь. За несколько месяцев она отправила на смерть сотни женщин. Но, видимо, что-то пошло не так, возможно, власти обеспокоились большим количеством уничтожения женского населения в стране в короткие сроки, так что метод Эйткен был признан мошенническим, и она была казнена.
Источник — t-fakt.ru