Православные отмечают 28 апреля главный праздник — Пасху. Для верующих — это время самой большой радости, ведь именно Воскресение Христово подарило надежду на спасение и жизнь вечную каждому человеку. Пасха издавна ассоциируется с возрождением, победой добра над злом, жизни над смертью. И именно с этим праздником до сих пор связано множество традиций.
Как готовились к празднику
Корни православной Пасхи лежат в одноименном иудейском празднике, который отмечался в память об избавлении евреев от египетского рабства. Пасха новозаветная приобрела же другой смысл: в этот день православные вспоминают Иисуса Христа, претерпевшего смерть ради спасения человечества, и празднуют его воскрешение. Именно в Пасхе заключена суть христианского вероучения, потому и подготовка к этому празднику во все времена была особая.
— Если взять бытовую сторону вопроса, — говорит этнограф Галина Анкудинова, — то готовиться к Пасхе наши предки начинали с Великого или Чистого четверга. В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца, готовили творожную пасху, пекли куличи, медовые пряники. Считали, если пасхальный хлеб удался, то в семье целый год все будет благополучно. Пасхальный стол чаще всего ломился от яств, у зажиточных хозяев могли подавать 48 различных блюд — по числу дней истекшего поста.
Особой традицией при подготовке к Пасхе, отмечают этнографы, было приготовление так называемой четверговой или черной соли.
— Именно в Чистый четверг (отсюда и название четверговая) обычную соль толкли в ступке, смешивали с густой квасной гущей и затем выпаривали на сковороде в печи, — делится рецептом Галина Анкудинова. — После того, как эта смесь остывала, отсеивали ссохшуюся квасную гущу, оставляя только соль. И эта соль имела бежевый цвет и особый приятный хлебный вкус. Ее освящали в церкви наравне с другими традиционными пасхальными продуктами. И начинали праздничную трапезу с яиц, посыпанных как раз четверговой солью.
Православная церковь, однако, к такой традиции относится весьма настороженно. В самом приготовлении и освящении соли нет ничего греховного. Но зачем делать эту соль именно в Великий четверг, и каким образом она может исцелять недуги? Ответы на эти вопросы лежат, скорее, в оккультной языческой сфере, и как, убеждают богословы, к церковной традиции не имеют отношения. Подготовка же к празднику Пасхи должна вестись, прежде всего, духовная.
— Эта подготовка ведется в продолжение всего Великого поста и особенно на Страстной седмице, — подчеркивает иеромонах Спиридон (Котляров). — И лучший способ приготовиться к Пасхе — посещать службы. Если такой возможности нет, то можно молиться самостоятельно или хотя бы почитать, узнать, что совершается в храме в тот или иной день, что символизирует то или иное действие, традиция. В последнюю, Страстную неделю, мы вместе со Спасителем символично проходим его путь на Голгофу, а после — сопереживаем и радуемся его Воскресению.
Зачем освящать продукты?
Именно с праздником Пасхи связаны совершенно особые кулинарные традиции. Одна из главных — крашение яиц, этим в светлый праздник занимаются, кстати, все христиане, а не только православные.
— Есть предание о том, как Мария Магдалина пришла к императору Тиберию с яйцом, — рассказывает отец Спиридон. — По одной версии, она преподнесла ему яйцо, выкрашенное в красный цвет, что символизировало пролитую Иисусом кровь. По другой, яйцо изначально имело естественный цвет, но император усомнился в воскрешении Христа, сказал, что это так же невозможно, как этому яйцу стать красным. И тогда произошло чудо: оно покраснело. Считается, что традиция красить яйца и обмениваться ими пошла именно после этого. Вообще, крашеные расписные яйца — это еще и выражение радости, которой наполнен весь праздник Пасхи.
Хлеб в течение всего года сопровождает трапезы верующих, но именно в Пасху он становится для православных особым праздничным и неотъемлемым элементом. По сути, кулич — это мирской вариант артоса, особого хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день воскресения и остается там в течение всей Светлой седмицы.
— Среди крестьян существовала такая традиция: сберегать головку освященного кулича. Ее хозяин семьи потом брал с собой, когда отправлялся на пашню засевать, и съедал на своей ниве. Считалось, что это должно обеспечить хороший урожай. Вообще, считали, что пасхальная пища, освященная молитвой в храме, имеет особую ценность и силу, может помочь в опасные и важные моменты жизни, — отмечает Галина Анкудинова.
По мнению же церкви, традиция освящать пищу перед Пасхой является лишь внешним обрядом, и о его сути знают далеко не все.
— Освящение продуктов перед Пасхой вовсе не является обязательным. Смысловое наполнение этой традиции в том, что человек приносит плоды своих трудов в благодарность Богу за то, что Он даровал человеку это, — объясняет отец Спиридон. — Принято также часть продуктов оставлять в храме, чтобы потом это могли взять для себя малоимущие. Но нельзя считать, что пища, освященная на Пасху, приобретает какую-то сверхъестественную силу. Люди у нас, к сожалению, очень падки как раз на обрядовую сторону: хотят совершить автоматическое действие, не подключая при этом духовную работу над собой, и получить желаемый результат. Не секрет, что многие из тех, кто перед Пасхой приходит в церковь освящать куличи и яйца, делают это чуть ли не единожды в год. И, кстати, традиция освящать продукты в Великую субботу появилась сравнительно недавно и для удобства верующих.
Раньше куличи освящали только после пасхального ночного богослужения. Когда же делают это в субботу, есть некий диссонанс: в это время мы еще вспоминаем муки Христовы, в храмах лежат плащаницы, на службе даже слова лишнего произносить не рекомендуется, а люди уже носятся с куличами и поют пасхальные песнопения. Многие незнающие даже разговляются сразу после того, как освятили продукты. Но есть в этой традиции и важный миссионерский акт. Возможно, именно эта субботняя служба изменит жизнь человека и приведет его к воцерковлению.
Как появились пасхальные открытки
Первые почтовые открытки или открытые письма, как их тогда называли, было разрешено выпускать частным лицам 19 октября 1894 года. До этого их издавало только почтовое ведомство. Никаких рисунков на открытых письмах не было. На одной стороне официального однотонного бланка было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать», на другой — «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».
— Через четыре года после официального разрешения выпускать открытые письма, в продаже появились первые открытки, поздравляющие с праздником Пасхи. Их напечатала в 1898 году «Община святой Евгении», — рассказывает коллекционер-филокартист София Оксенкруг. — На первых четырех открытках были изображены акварели, созданные художником Николаем Каразиным. И этот тираж имел такой успех, что «Община святой Евгении», созданная для помощи оставшимся без средств к существованию медицинским сестрам, решила специализироваться на выпуске открыток.
За последующие 20 лет ею было напечатано почти 6,5 тыс. видов поздравительных открыток различной тематики. При тиражах в десятки тысяч экземпляров они расходились моментально, а все доходы от их продажи направлялись на благотворительность. Открытки этого издательства специалисты считали лучшими, каждая из них была маленьким шедевром полиграфии.
Конкуренты быстро оценили выгодное начинание. Тиражировать открытки к Пасхе начали и другие издательства, привлекая для гарантии успеха лучших художников того времени.
— Пасхальные открытки рисовали такие признанные мастера, как Илья Репин, Борис Кустодиев, Аполлинарий Васнецов, Леон Бакст, Альберт Бенуа, Иван Билибин или Мстислав Добужинский. Каждый из них в своем неповторимом стиле создавал изысканные произведения, рассказывающие о празднике опосредованно, через связанные с ним традиции. Так, на одних открытках люди бережно несут из храма четверговый огонь, на других — звонят в колокола, — рассказывает коллекционер-филокартист Леонид Гробовский. — Церковь в 1900 году приняла решение «о воспрещении печатания священных изображений на бланках для пасхальных открытых писем».
Поясняя такую позицию церкви, архиепископ Никон (Рождественский) в 1911 году написал: «Место ли изображению лика Христова или Богоматери на бланке для открытого письма? Всякому понятно, что если бы даже не лик Господень, а просто ваш портрет был испачкан штемпелями, то вам было бы обидно».
Вскоре издатели поняли, что лучше прочих расходятся рисунки, рассчитанные на массовый вкус. И тогда в продаже появились открытки для обывателей, с изображениями целующихся парочек и фривольными надписями вроде: «Придет милый разговляться, будем мы с ним целоваться», «Целуй в уста, теперь нет поста!» или «Долго было дожидаться, чтоб при всех поцеловаться».
— Большим спросом пользовались и сентиментальные открытки, которые рисовала художница Елизавета Бем, ученица Ивана Крамского. В народе их ласково называли «поздравишками», — говорит София Оксенкруг. — Умилительные сюжеты, героями которых обычно были деревенские дети, она сопровождала соответствующими им по духу незатейливыми рифмованными строчками, например: «Христос воскрес, Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!», «Кого люблю, тому дарю», «Курица Федорка да петух Егорка с праздником поздравляют, счастья желают!», «Где кулич и тесто тут и наше место» или «За горами, за лесами, далеко живем. Вас же помним, поздравляем и поклоны шлем!». Среди интеллигенции особенно популярна была созданная Елизаветой Бем серия открыток, на которых дети были изображены в виде черных силуэтов, как в театре теней. Иван Крамской отозвался о них так: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». А Илья Репин заявил: «Ее черненьких я люблю больше многих-многих беленьких».
Сейчас по нарядам красавиц, принимающих поздравления с Пасхой, можно изучать моду тех лет — все изобретения портных тут же перекочевывали на бумагу. Как только распространились велосипеды, стали печатать открытки и с ними. А на одной из них изображен даже дирижабль — он рассыпает с неба цветы к празднику.
Спрос на пасхальные открытки оказался настолько высок, что отечественные типографии не успевали справляться с заказами. В продаже появились иностранные открытки. Чаще всего их печатали по готовым клише, на которых было оставлено место, чтобы можно было добавить поздравительную надпись. Но импортные открытки особенным спросом не пользовались. Причина была в том, что на них часто изображали праздничную символику, чуждую православным, — например, пасхальных зайцев или барашков. Покупатели также не желали видеть на открытках островерхие шпили католических костелов и протестантских кирх, им были ближе родные купола церквей. Поэтому издатели пошли по другому пути: начали печатать православные открытки в зарубежных типографиях.
«Будьте, как дети»
Пасха — это праздник радости, что отражено и в богослужении: оно особенно торжественно, отменяются поклоны, практически нет чтения, все поется. Ощущение восторга переносится и за пределы храма. Издавна существовали традиции пасхальных забав: катание яиц с горки, их битье друг о друга и многое другое. Церковь такие проявления радости не осуждает, руководствуясь словами самого Христа, который говорил: «Будьте как дети». А вот отношение к еще одной народной пасхальной традиции — посещению кладбищ — у священнослужителей неоднозначное.
— Это не особо приветствуется, но и несильно осуждается, — поясняет настоятель Свято-Троицкого храма. — После Светлой седмицы есть особый день поминовения усопших — Радоница, но это будний день, и не у всех есть возможность прийти на могилы своих близких. Если человек соблюдал пост, посещал службы и сам праздник Пасхи для него действительно важное с духовной точки зрения событие, то не будет ничего греховного в том, если он придет в Светлое воскресение на кладбище. Это ведь тоже место молитвы, воплощение нашей надежды на воскресение.
Само празднование Пасхи длится 40 дней (до вознесения), именно столько Иисус после своего воскресения являлся ученикам, говоря о Царствии Божием — как сообщает новозаветная книга «Деяния святых апостолов». Все эти дни принято особо приветствовать друг друга — христосоваться, произнося «Христос воскресе» — «Воистину воскресе», и трижды целоваться. Эта традиция, кстати, существует только у славянских народов.
— Еще в пасхальные дни разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям, в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники, их старались накормить и не оставить без подаяния, — рассказывает Галина Анкудинова. — В народе говорили, что от Пасхи до вознесения по земле странствует Христос с апостолами, проявляя милосердие и доброту к каждому.
Марина Губина, Полина Виноградова, rusplt.ru