В Священном Писании Нового Завета говорится, что в событии преображения участвовали только три ученика, которые чаще других являются фигурантами и участниками важнейших дел Иисуса Христа: Петр, Иаков и Иоанн. Неужели другие ученики менее достойны? Почему именно эти трое учеников были взяты на гору?
Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) дает четкий ответ: «Почему Христос берет только этих учеников? Потому, что они превосходили прочих: Петр сильною любовью к Иисусу, Иоанн – особенною любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: можем испить чашу (Матф. XX, 22), и не одним ответом, но и делами – как другими, так и теми, которыми он оправдал свои слова. И действительно, он был так неприязнен и ненавистен для иудеев, что и Ирод умерщвлением его думал сделать великий подарок иудеям».
Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) в «Слове на преображение» говорит: «Он взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство Его, неложно Им данное, подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство (см.: Мф. 16, 17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (см.: Деян. 12, 2); наконец, взял Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1)»[2].
Не все ученики были достойны видеть славу Иисуса Христа. Среди учеников был Иуда Искариотский, с нетвердым сердцем.
Блаженный Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) пишет об Иуде: «Почему владыка Христос не взял на гору всех Своих двенадцати учеников, а только Петра, Иакова и Иоанна? Потому что Иуда не был достоин своими предательскими очами видеть славу преображения Христова. Но могут сказать некоторые: если по этому так поступил, то почему Иуду одного не оставил внизу, и не взял с собою прочих. Но мы не умнее и не премудрее Христа; если бы одного Иуду Он оставил внизу, а прочих взял, то могли бы некоторые сказать, что это и оскорбило Иуду, что потому он и продал Господа своего. А дабы никто из подобных людей, ни мы не могли ничего сказать. Он оставил Иуду с прочими восемью учениками, чтоб трех прославить видением, а остальных сделать блаженными чрез веру слышанному, как говорит Господь: блажени не видевшие и уверовавшие. А кроме того, троих Он взял для того, чтоб исполнилось слово: при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол (Мф. 18, 16. Втор. 17, 6)… Христос взял Петра потому, что Петр очень любил Его, Иоанна — потому, что Сам любил его, а Иакова — потому, что он, как и Иоанн, был ревнитель. — Ревность же его видна из того, что он хотел пить чашу, и из того, что Ирод убил Иакова мечом в угождение иудеям».
Также важно отметить, что Иисус Христос взял не менее трех учеников как свидетелей согласно иудейской традиции, которую упомянул блаженный Феофилакт, сославшись на книгу Второзакония.
Геннадий Схоларий (XV в.), патриарх Константинопольский, в своем «Слове на преображение Господне» говорит: «Иакову же Зилоту было в высшей степени присуща способность усердия, все же они были достойнее всех иных увидеть событие, как более восприимчивые для осознания его, более надежные для того, чтобы усвоить и сохранить и более пользующиеся вниманием, чтобы со временем снова объявить Его и возвестить».
Таким образом трое учеников были взяты в качестве свидетелей, согласно иудейской традиции. Всех учеников невозможно было взять, поскольку не все были достойны (например, Иуда Искариотский), и не все могли вместить данное событие и передать его. Тем не менее, каждый из взятых апостолов имел определенные качества: Петр любил Христа и был тверд в его исповедании, после которого мог удостовериться от Самого Христа в Его Божественности; Иоанна, любимого ученика, Сам Иисус Христос любил; Иакова, как ревностного, по иудейскому закону ученика, который своей жизнью ревностно проповедовал Христа.
Андрей Ухтомский, «Православная жизнь»