Житель французской деревушки Глозель 17-летний крестьянин Эмиль Фраден вместе со своим дедушкой 1 марта 1924 г. вышел по весне вспахать поле. Во время пахоты нога одного из волов, тянущих плуг, провалилась в землю и застряла в полости. Юноша попытался освободить ногу вола, но и сам погрузился в яму.
Так была обнаружена подземная камера длиной около 3 м со стенами из глиняных кирпичей. Эмиль с помощью деда раскопал яму, она была покрыта 16-ю напольными плитками и содержала человеческие кости, керамические фрагменты, среди которых лежал отполированный каменный топор.
Глозельские таблички: редчайшая находка или новодел?
Так началась история об удивительных глозельских табличках. К раскопкам на ферме приступил заинтересовавшийся находкой археолог-любитель Антонин Морле. Эмиль Фраден взялся помогать ему. Юноша посвятил несколько лет изучению древних предметов, впоследствии создал на своей ферме маленький частный музей, где были выставлены обнаруженные на поле древние артефакты.
Самые загадочные из них — десятки кирпичей, испещренных надписями и напоминавших письменные таблички с Ближнего Востока из обожженной глины; однако надписи были сделаны на неизвестном языке. У Морле не было сомнений, что эти надписи гораздо старше знаменитых финикийских текстов.
Однако для многих обстоятельства открытия казались весьма подозрительными. Находки представляли собой мешанину материала из различных археологических периодов. Вместе с тем все они были обнаружены в тонком слое почвы без признаков стратификации. Не было ни ям, ни ровных поверхностей, где могли бы сохраняться отдельные предметы, однако большинство горшков было найдено в целости и сохранности, что крайне редко случается при обычных раскопках. Таинственные непереводимые таблички не были похожи ни на какие археологические находки, сделанные на территории Франции.
В своем докладе в декабре 1927 г. специально созданная комиссия объявила: «На основании наблюдений и обсуждений мы пришли к выводу, что все материалы, изученные нами в Глозеле, являются поддельными и не представляют археологической ценности». Через время к изучению табличек приступила другая группа археологов, названная Комитет исследований. Ведя раскопки с 12 по 14 апреля 1928 гг., они обнаружили много артефактов, и в своем докладе подтверждали подлинность места раскопок, которое отнесли к периоду неолита.
В свою очередь, в докладе, представленном в 1929 г. судебными экспертами, указывалось, что глиняные таблички являются недавно созданными подделками. Тесты показали, что гончарные изделия были мягкими и растворялись в воде, что в глине, из которой были сделаны некоторые горшки, содержались свежие куски мха и обрывки хлопковой ткани, слои которой окрашены современными красками. Эксперты констатировали также, что изучение некоторых резных костей и каменных топоров показывало, что их обрабатывали с использованием металлических инструментов, а данные о длительном хранении табличек в земле, по их мнению, не подтвердились.
Но если эти находки считать подделками, тогда стоит признать 17-летнего крестьянского паренька Эмиля Фрадена, едва окончившего сельскую школу, гением, изобретателем нового вида письменности, знатоком финикийских, кельтских и древнеиберийских текстов и т.д.
В 1974 г. четырьмя физиками был открыт новый способ датировки – термолюминицентный (ТЛ), который измеряет накопление радиоактивности в нагретых материалах после первого обжига. И он показал, что глозельская керамика не была произведена в наше время.
Так или иначе, после 70 лет жарких споров происхождение глозельских находок по-прежнему остается полной загадкой. Если они все же подлинные, то это говорит о том, что европейцы эпохи неолита обладали знаниями и у них существовали ремесла задолго до того, чем это предполагалось прежде.
Берлинские золотые шляпы
Еще один странный предмет в коллекции археологов — берлинские золотые «шляпы» — артефакт культуры полей погребальных урн бронзового века (между 1000 и 800 гг. до н.э.), изготовленный из тонкого листового золота. Всего известно 4 экземпляра таких шляп, обнаруженных в XIX и XX вв. на территории южной Германии и Франции. В настоящее время считается, что странные конусы использовались в религиозных целях жрецами культа Солнца, широко распространённого в Европе позднего бронзового века. После частичной дешифровки орнамента «шляпы», обнаруженной в Шифферштадте, предположили, что, помимо культовых функций, она могла выполнять роль календаря или служить для неких астрономических наблюдений. Так это или нет, установить пока не удается.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам «Хроники Земли» , Manuscript.su