Судостроитель остался в круизном лайнере на 30 лет. И нет, судно не утонуло.
Джон Смит изо всех сил колотил стальную стену. Уже неделю рабочий не мог найти выход. Фляга с водой опустела три дня назад. Его крики о помощи и удары заглушал шум работающего двигателя. После очередного удара Джон споткнулся и рухнул на пол. Мозг, страдающий от обезвоживания, сразу включил успокаивающие галлюцинации, позволив своему владельцу умереть с улыбкой на устах.
Эта история посвящена не судьбе бедного английского клепальщика, а судну, которое тридцать лет повсюду возило с собой меж переборок его кости. Судну, на полвека опередившему своё время. Крупнейшему пароходу 19 века. Речь пойдёт о «Грейт Истерн» («Great Eastern»).
Идея и чертежи этого парохода принадлежали знаменитому британскому инженеру 19 века Изамбарду Брюнелю. К слову, будучи главным инженером «Большой западной железной дороги», он построил множество туннелей, железных дорог, железнодорожных мостов, а ещё на его счету несколько доков и висячих мостов, и три парохода. Он — архитектор здания вокзала Паддингтон в Лондоне (памятника ранней индустриальной архитектуры), и предлагал построить канонерскую лодку для высадки боевых машин для атаки крепости Кронштадт (прообраз танков-амфибий), но идея не была реализована.
Пароход «Левиафан» (так «Грейт Истерн» назывался до спуска на воду) был просто огромен, в несколько раз превосходя размерами любое судно того времени. Предназначался для рейсов в Индию вокруг Африки без пополнения запасов топлива. Двухслойный металлический корпус, два паровых двигателя (один на винт, второй на гребные колёса), огромная пассажировместимость (4 тысячи человек): пароход мог впечатлить любого. Судно строили и оснащали пять лет. Корпус судна спускали на воду два месяца: не было технологий, чтобы спустить на воду 11 тысяч тонн клёпаного железа, пришлось дожидаться сильного прилива. Длина «Грейт Истерн» составляла 211 м, ширина — 25,21 м, а водоизмещение – 32.676 тонн. По своим характеристикам, это было самое огромное судно в мире в то время.
7 сентября 1859 года пароход отправился в первый рейс. А через два дня взорвался первый паровой котёл, и пассажиры с удивлением смогли понаблюдать за фейерверком и стартом одной из труб в стратосферу. 53-летний сэр Брюнель, узнав о происшествии на своём любимом детище, умер 15 сентября – не выдержало сердце.
Проблемный пароход продавался уже дважды, причем оба раза за полцены. Очередная компания-собственник выпустила акции, намереваясь заработать в том числе на показах судна в Америке. Для этого возбудила конкуренцию между американскими и канадскими городами за право принимать «Грейт Истерн», и Портленд готов был заплатить за это право 125.000 долларов. В конце концов, выиграл Нью-Йорк, который оперативно углубил акваторию вдоль верфи… Пароход «Грейт Истерн» опережал своё время не только в техническом плане: в середине 19 века трансатлантические рейсы ещё не обрели популярность. При максимальной пассажировместимости в 4000 человек в рейс на борт поднималось не более 800. Потом в 1861 году в США началась гражданская война, и поток пассажиров стал совсем мизерным. А тут ещё «Грейт Истерн» попал в сильнейший шторм, лишивший пароход руля и гребных колёс. Кое-как добравшись до порта, судно встало на дорогой ремонт. Спустя полгода после ремонта, корабль напоролся на подводную скалу и получил пробоину 3 на 25 метров. От гибели пароход спас двойной корпус. В 1864 году пароход перестал быть пассажирским лайнером из-за постоянной убыточности, наступила его вторая жизнь.
150 лет назад набирало силу телеграфное сообщение, и позарез требовался телеграфный кабель между Европой и Америкой. И пароход стал кабелеукладчиком. Со второй попытки в 1866 году телеграфный кабель был проложен. Успех проекта определил жизнь корабля на следующие восемь лет: до 1874 года было проложено ещё 25.000 километров телеграфного кабеля. В 1874 году было построено первое специальное судно-кабелеукладчик, и владельцы «Грейт Истерн» попытались вновь заняться пассажироперевозками, но безуспешно. В итоге следующие 15 лет судно стояло на приколе в Англии, пока его не продали на металлолом в 1888. При разборе корпуса нашли скелет рабочего. Другие историки утверждают, что не было никакого скелета рабочего в пароходе, а, мол, слухи о нем появились, потому что чуть ли не с первых дней эксплуатации парохода моряки утверждали, что видят призрак на судне. Суеверные умы списывали все неудачи парохода-гиганта на дух мёртвого клепальщика. Однако главной причиной неудач был тот факт, что «Грейт Истерн» во многом опережал своё время. Пароход стал первопроходцем и примером для будущих океанских лайнеров конца 19 — начала 20 века.
К слову, писателя Жюля Верна пароход «Грейт Истерн» вдохновил на роман «Плавучий город». Знаменитый певец Стинг включил в свой альбом 2013 года «The last ship» балладу «Ballad of the «Great Eastern» в стиле старинной народной песни, повествующую о строительстве знаменитого парохода-гиганта, в финале которой утверждается, что инженер Изамбард Брюнель ради своего детища продал душу дьяволу. Это отражает, с одной стороны, амбициозный характер проектов Брюнеля и, с другой стороны, тяжёлые для работников условия реализации идей британского инженера.
Источник: «Катехизис и Катарсис», britannica.com