Если закончить его строительство, начнется апокалипсис
Кельнский собор – один из величайших и красивейших готических храмов в Европе. Несмотря на свою красоту, этот собор окутан мрачными легендами и связан с именем сатаны. Тот факт, что храм, возведение которого началось еще в XIII в., до сих пор не достроен, уже говорит о многом – и некоторые верят, что к бесконечному строительству действительно приложил руку нечистый.
Первый камень в фундамент будущего собора был заложен в 1248 г. кельнским епископом Конрадом фон Хохштаденом по многочисленным просьбам горожан. Изначально предполагалось, что здание возведут в довольно сжатые сроки, несмотря на грандиозные планы «затмить красотой собора другие города». И, конечно же, никто не мог предположить, что постройка храма займет сотни лет.
Как выяснилось при раскопках уже в XX в., Кельнский собор был заложен не на пустом месте. В начале I ст. н.э. на его месте располагалось языческое капище римлян, которое сменилось в IV ст. епископальной церковью. Кельнскому собору образцом послужил небезызвестный Амьенский собор во Франции. Главным архитектором нового храма назначили Герхарда фон Риле. Легенда утверждает, что еще до закладки первого камня в фундамент собора миланский архиепископ привез в Кельн из Милана мощи волхвов. Место хранения этих мощей стало привлекать все больше паломников, после чего и было принято решение о постройке собора, который смог бы вмещать всех желающих присутствовать на службе.
Муки архитектора
Уже на этапе создания чертежей нового собора стали происходить загадочные вещи. Легенды говорят о разном. Согласно одной, новый архитектор никак не мог создать окончательный план собора, хотя власти города отвели ему на это целый год. И однажды, прогуливаясь по улицам Кельна, фон Риле встретил мужчину, который заканчивал набросок плана. Заглянув ему за плечо, архитектор с изумлением понял, что чертежи – это и есть проект будущего собора. Герхард стал уговаривать мужчину продать ему чертеж, и тот согласился – запросив в качестве стоимости душу архитектора. Мужчиной был не кто иной, как сам дьявол, который, к тому же, пообещал сам построить собор в три года, если архитектор согласится в придачу отдать ему души своей жены и ребенка.
Уверенный, что самонадеянный дьявол не сумеет выполнить обещание, архитектор согласился. Шло время, и собор стремительно рос, а Герхард фон Риле стал сомневаться. Видя его удрученное состояние, жена стала расспрашивать, в чем дело. В конце концов, архитектор признался ей. Придя в ужас поначалу, женщина со временем стала искать способ обмануть дьявола. И нашла. Согласно уговору, сатана должен был завершить строительство до того, как пропоет петух в первое утро четвертого года. Подобравшись в назначенное время к собору, жена фон Риле прокричала петухом – но собор к тому моменту еще не был готов. Сатана, не успевший поставить последнюю башенку, в ярости стал крушить постройку. И с тех пор каждого, кто пытался продолжить строительство, постигала кара, ведь сатана проклял и сам собор, и весь город, повелев, что в момент закладки последнего камня в стены сооружения наступит апокалипсис.
По другой легенде, архитектор успешно справился и с проектом, и с постройкой собора – но перед самым завершением строительства к нему явился сатана и сказал, что не даст закончить строительство, если фон Риле не согласится заключить пари. Согласно условиям спора, Сатана брал на себя обязательство провести подземный канал к самому собору. И если он сможет это сделать, Герхард должен будет отдать взамен свою душу. Будучи уверенным в том, что лишь ему одному известен секрет прокладки канала (а именно – создание отдушин, без которых вода не будет течь по каналу), архитектор согласился. Но он поделился секретом со своей женой, и сатана услышал их разговор. Он немедленно проложил канал, а архитектор, увидев это, в ужасе бросился вниз со строительных лесов.
Стройка все идет
Неизвестно, что из этого правда. Архитектор действительно погиб загадочным образом, а неподалеку от собора виден странный подземный канал. Многие уверяют, что видели белую тень — якобы призрак мертвого фон Риле, охраняющего свое творение по сей день и не позволяющего его завершить. Кельнский собор до сих пор не достроен. Строительные работы продолжались вплоть до середины XV в., после чего были прекращены – то ли по вине проклятия, то ли из-за эпидемии чумы, косившей население Европы. Но даже в те времена собор выглядел внушительно.
В XIX в. было принято решение закончить постройку. Но этим планам не суждено было осуществиться. Несмотря на проведенные в конце столетия пышные торжества по поводу завершения строительства, буквально через несколько лет рухнула одна из башен, а за ней и другие. Остекление и укладку полов в соборе тоже не завершили. Более того, обнаружились серьезные проблемы с фундаментом.
Во время Второй Мировой войны собор практически не пострадал, но лишь благодаря тому, что летчики использовали его башни как ориентир. После окончания войны реставрацию храма возобновили – она продолжается по сей день. Однако связано это вовсе не с угрозой апокалипсиса, а с возрастом храма, которому требуются регулярные реставрационные работы.
Уникальные ценности
Кроме богатой истории, Кельнский собор хранит множество уникальных предметов искусства и реликвий. Например, чудотворное распятие, которое католический епископ и святой Геро подарил собору. Распятие изготовлено из дуба еще в первом тысячелетии. По легенде, однажды на распятии появилась трещина. Тот самый епископ Геро приложил к трещине просвирку, и повреждение тут же исчезло.
Еще одной святыней, находящейся в храме, является рака Трех святых Царей. В этой раке хранятся мощи трех волхвов, Каспара, Мельхиора и Бальтазара, которые когда-то принесли дары младенцу Христу.
Гордостью готического храма можно назвать и витражные окна, сохранившиеся еще с XIII в., а также самый большой в мире действующий колокол «Петер», весом в 24 тонны.
По материалам Wrabbit.ru, «Сухарева башня»