Символ наступившего года – свинья. В давние времена она была главным действующим лицом удивительных легенд. Кем только не представала обычная хрюшка в древних мифах, верованиях и обрядах – и воплощением бога Солнца, и вместилищем беса, и священным животным…
И бог, и чудовище
Вот несколько интересных фактов о свиньях в мифологии, религии и культуре. В мифологии домашние свиньи больше связаны с культом плодородия; дикие вепри, вооруженные, в отличие от первых, клыками, больше воспринимаются как опасные существа и встречаются в историях об охоте. Свинья может символизировать прожорливость, эгоизм, похоть, упрямство и норов, невежество; но также и материнство, плодовитость и изобилие, процветание, счастье.
В древнегреческой мифологии есть чудовище – Кроммионская свинья, по некоторым источникам, порождение Ехидны и Тифона по кличке Фэя. Она обитала в Кроммионе и погубила многих людей. Была убита Тесеем. А на острове Суматра свинью считали злым духом мира мертвых. Древние же египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи – священного тотемного животного.
Жители индонезийского острова Сулавеси полагали, что Земля покоится на громадной свинье и когда та шевелится, происходят землетрясения. В индуистских мифах свинья связана с символикой Солнца. Одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть, дикий кабан. На вепре Гуллинбурсте мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр. Во время празднования римских сатурналий жертвенным животным была олицетворяющая Солнце свинья: считалось, что ее длинные и острые щетины похожи на его лучи. Кстати, есть старинная загадка «Дрожит свинка, острая щетинка»; отгадка – огонь.
В древней Финикии почитатели Аттиса и Адониса верили, будто эти боги могли принимать облик свиньи. Среди многочисленных воплощений древнегреческой богини плодородия Деметры встречается и свинья. Свинью приносили в жертву и римской богине плодородия Церере. В Европе было распространено поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев.
На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху. В кельтской мифологии бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях».
Свинья в спальне
Иудеям религиозный закон запрещал убивать свиней и есть их мясо, поскольку свинья является нечистым животным, чьё мясо запрещено к употреблению (кашрут). В христианской религии отношение к свиньям также негативное, что ведёт свою историю ещё с иудаизма. Запрещалось употреблять свинину в пищу многим африканским племенам. Они считали свинью предком всех людей, а нарушивший это табу сойдет с ума.
В Египте строго-настрого запрещалось пить молоко свиньи – это якобы могло вызвать неизлечимые болезни. Образ свиньи как существа, непосредственно соприкасающегося с адом, часто использовали католики и протестанты в своих богословских поединках. Во время эпидемии оспы на Тайване демона оспы «загоняли» в свинью и сжигали ее.
А вот папуасы Новой Гвинеи с необыкновенной заботой относились к домашним свиньям, женщины даже кормили грудью осиротевших поросят, каждый из которых имел имя. Все важнейшие события в жизни племени отмечались жертвоприношениями из свиньих хвостиков. Свиньями расплачивались за убитого во время межплеменных усобиц. Раз в 8 лет папуасы отмечали праздник свиньи.
Аборигены острова Суарги ставили на своих жилищах челюсти диких свиней, чтобы обитающие в них духи пригоняли живых кабанов на тропы охотников. Богатые марокканцы держали в конюшнях свиней, чтобы на хрюшек перешло действие обитавших там вредоносных духов, а кони бы остались здоровыми.
В Китае свинья – символ плодородия и мужественности. И статуэтки свиней часто занимают видное место в спальнях китайских пар, которые хотят иметь детей.
У христиан поросенок, съедаемый в Новый год, носит название кесаретского, так как 31 декабря праздновался день Василия Кесарийского. Кроме того, свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляют необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок у русских, болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе. Отголоском обязательного присутствия кесаретского поросёнка в составе блюд трапезы Васильева вечера можно считать широко распространенное до сих пор приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног.
В современной массовой культуре персонажи-свиньи весьма распространены. Особенно их много в литературе и мультфильмах. Самые известные из них: друг Винни-Пуха Пятачок; крылатая свинья Пигасус – персонаж книг о стране Оз; арканарский Вепрь Ы – персонаж мира Стругацких, Санта-Хрякус из юмористического фэнтези английского писателя Терри Пратчетта; Порки Пиг, Хрюша, Фунтик, Свинка Пеппа, Порко Россо и прочие поросята из мультфильмов.
Источник – «Эрудит»