Тайна индейских статуй доколумбовой эпохи
Что современный человек знает о Колумбии? Что в этой стране тоннами производят кокаин. Что долгие годы там идет партизанская война. Что главные природные богатства колумбийцев — кофе и изумруды. Что Колумбия подарила миру писателя Габриеля Гарсия Маркеса и мегазвезду мировой сцены певицу Шакиру. И лишь немногим известно, что Колумбия — это еще и родина высокоразвитых индейских цивилизаций.
Увы, культура колумбийских индейцев изучена не так хорошо, как перуанские или мексиканские древности. Когда речь заходит о доколумбовой Америке, сразу вспоминаются майя, ацтеки, инки, но при этом почему-то остается в тени тот факт, что на американском континенте существовали и другие индейские народности и культуры, оставившие после себя удивительные памятники и множество тайн и загадок. Одна из них — культура Сан-Агустин.
Задолго до Колумба
Сан-Агустин — это историческая область площадью 500 кв. километров, расположенная на юге Колумбии на высоте 2000 м над уровнем моря между западными, центральными и восточными отрогами Кордильер. Отсюда берут начало главные колумбийские реки — Магдалена и Каука. Именно здесь на протяжении почти семнадцати столетий развивалась эта культура индейцев.
Точная дата ее возникновения неизвестна. Специалисты-археологи, проводившие раскопки в этой местности в 40-е годы прошлого века, сделали радиокарбонный анализ древесного угля, некоторых древних сооружений и датировали их II веком до н. э. К еще более раннему времени — примерно к 545 году до н. э. — был отнесен деревянный саркофаг, обнаруженный археологом Ван дер Хаммером в могильнике Лавапатаса. На этих землях находят и более древние могильники и поселения, судя по всему, относящиеся к III тысячелетию до н. э. Исчезла цивилизация Сан-Агустина, как считают ученые, еще до начала покорения индейских народов европейцами — около 1200 года н. э.
Обитатели Сан-Агустина входили в так называемую пуэбло-андскую группу американских индейцев. Так специалисты именуют племена, обитавшие на тихоокеанском побережье Южной Америки к западу от Анд и на юге и юго-западе Северной Америки. По мнению известного ученого-американиста и дешифровщика письменности майя Юрия Кнорозова, представители этой группы появились в Новом Свете последними в первой волне переселенцев из Азии, то есть 54-56 тысяч лет назад. Согласно теории испанского антрополога и географа Хуана Виво, некоторые из пришедших в Америку народов первоначально обосновались на территории современной Колумбии и образовали новую культуру, распространившуюся затем на север. Правда, есть и другая теория: многие исследователи считают, что, наоборот, колумбийские индейцы испытали влияние и с севера, и с юга и в своей культуре синтезировали две различные социально-экономические и религиозные системы. Именно поэтому в исторической литературе тихоокеанское и карибское побережья Колумбии и Эквадора вместе с Северными Андами и Панамским перешейком окрестили Промежуточной областью и буферной зоной между Мезоамерикой и Андским регионом.
Тональ и нагуаль
К настоящему моменту ученые обнаружили в местности Сан-Агустин следы примерно тридцати поселений. Здесь же найдены более трехсот скульптур, сотни всевозможных предметов, статуи, барельефы и стелы из вулканической породы. Например, в районе Лавапатас есть скала, целиком покрытая резными изображениями лягушек, саламандр, ящериц, змей, головастиков.
Но самые удивительные памятники Сан-Агустина — это скульптурные изображения людей в масках ягуара, совы, орла, обезьян, сверхъестественных существ. Сохранилось около четырех сотен каменных антропоморфных фигур высотой до четырех метров: человек с клыкастой пастью ягуара, с жезлом (в другой интерпретации с палицей) в правой руке и сферическим предметом (мячом или камнем?) в левой. У большинства из них над головой или на спине высечено изображение чудовища. Некоторые статуи имеют две головы, расположенные рядом или одна над другой, причем вторая — всегда голова животного. Попадаются и фигуры с детьми на руках. У всех истуканов нарушены пропорции тела, поэтому выглядят они как карлики, иногда горбатые или с огромной головой. Вместе с тем животные изображены с предельной точностью.
Что же символизируют эти безмолвные свидетели древней культуры? Человек-ягуар, по-видимому, представляет собой шамана, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхе «превращался» в ягуара при отправлении религиозных культов. Вообще присутствие ягуарьих мотивов — одна из главных загадок Сан-Агустина. Данное животное никогда не обитало в Андах. Но при этом оно занимало важнейшее место в религии не только сан-агустинцев, но и их ближайших соседей — центральноандинской цивилизации Чавин, что в переводе значит «Сыновья ягуара с копьями». Здесь очевидна связь и с мезоамериканской ольмекской культурой. Ольмеков ведь тоже часто называют «ягуарьими индейцами». Ягуар был для этих людей тотемным животным. Легенда гласит, что народу ольмеков подарили жизнь смертная женщина и божественный ягуар. Вполне вероятно, что аналогичной версии своего происхождения придерживались и сан-агустинцы. Кстати, атрибутами власти правителей индейцев майя, ровесников и родственников ольмеков, были шкура, клыки и когти ягуара. И у каменного сан-агустинского шамана во рту клыки красавца хищника. Маски ягуара колумбийских истуканов напоминают шлемообразный головной убор властителей майя, выполненный в виде головы ягуара с распахнутой пастью.
Неслучайно и то, что в руке человек-ягуар держит мяч. Известно, что у ольмеков мяч был символом Вселенной. Большое значение «ягуарьи индейцы» придавали ритуальной игре в мяч, рассматривавшейся как битва света с тьмой за право освободить Солнце из оков преисподней. Победа доставалась тем, кто попадал в каменное кольцо на стене. Проигравших приносили в жертву. Ольмеки верили, что их кровь и жизнь давали энергию для рождения нового Солнца. Можно предположить, что и в Сан-Агустине образ мяча обладал космологическим содержанием.
Что касается статуй с двумя головами — человека и животного, то таким образом, с точки зрения ученых, передавались в скульптуре два понятия: нагуаль и тональ. Понятия эти опять же роднят сан-агустинцев с мезоамериканцами. В мировоззрении тольтеков и майя нагуаль — это колдун, шаман, способный перевоплощаться в животное, а тональ — это животное, в котором человек сохраняет половину своей души и с которым связан единой судьбой. Тональ — тотемное животное. Владеющий даром становиться им — нагуаль. Правда, самый известный мистик ХХ века мексиканец Карлос Кастанеда предложил несколько иное толкование этих терминов: тональ — рациональная, познаваемая реальность, где протекает жизнь человека. А нагуаль — иррациональная, не поддающаяся объяснению составляющая человеческого бытия.
Характерные для Сан-Агустина каменные фигуры людей в масках орла, птиц со змеей заставляют вспомнить историю образования ацтекской империи. Первые ацтеки были изгнаны с насиженных мест могущественными кулуаканцами, у которых служили наемниками. Верховный бог Уитцилопочтли приказал ацтекам идти на юг до того места, где им явится знамение. Долгие годы скитались они, пока не оказались на берегу озера Тескоко в долине Мехико. Их взору предстал сидящий на кактусе орел, пожирающий змею. Здесь они, повинуясь божеству, решили основать свое государство. Произошло это в XIV веке, уже после исчезновения Сан-Агустина. Возможно, что сакральные представления об орле и змее изначально возникли у колумбийских племен и спустя столетия передались их северным собратьям — ацтекам.
Молчание Сан-Агустина
Еще одной отличительной особенностью Сан-Агустина считаются… захоронения. Сан-Агустин — единственная в Южной Америке доколумбова культура, после которой осталось столь внушительное количество могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в сан-агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых в частности. Сан-агустинцы не противопоставляли так категорично, как в «белой» цивилизации, земную и загробную жизнь. Умы индейцев постоянно занимали вопросы о сущности и смысле ухода в мир иной, о том, что происходит в невидимой дали, скрывающейся за границей осязаемой реальности. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев.
Археологи выделяют три типа сан-агустинских погребений: саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы, сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги. Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих склепов покрыты полихромным геометрическим орнаментом. Мифические сюжеты настенных росписей напоминают живописные украшения храмовых построек доинкской культуры Мочика.
Немало интересных погребений обнаружено в археологической зоне Тьеррадентро (по-испански «внутренняя земля»), которую большинство исследователей включают в Сан-Агустин. Не имеющие аналогов тьеррадентровские некрополи были созданы между серединой I тысячелетия до н. э. и серединой I тысячелетия н. э. До наших дней дошли склепы на вершинах горного узла Нудо-де-Пасто. К ним ведут вырезанные в скале ступенчатые ходы. Большие камеры, круглые или овальные, со сводчатыми потолками, разделены пилястрами по стенам на несколько ниш, в которых установлены погребальные урны с кремированными останками и аккуратно разложен сопровождающий инвентарь. Стены, пилястры и потолки украшены орнаментами. Из Тьеррадентро происходят также каменные скульптуры и грубые темные сосуды с налепными изображениями змей, штампами и нарезкой.
Сан-агустинцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием. Как и все земледельческие народы Америки, они обожествляли силы природы. Особое значение придавалось Солнцу и Луне, увязанным с плодородием почвы и урожаем, с земледельческим календарем. Помимо каменных монументов и погребений в Сан-Агустине встречаются остатки круглых столбовых жилищ, террас, керамическая посуда, водопроводы, вырубленные в утесах. В могильниках были найдены золотые вещи, хранящиеся теперь в знаменитом Музее золота в столице Колумбии городе Боготе. Главные богатства индейцев были сосредоточены в «Святой горе», обнаруженной в начале XIX века известным археологом Кальдасом.
Но в целом о Сан-Агустине и сегодня пока известно немного. Архитектурные сооружения — фактически единственный источник информации. Некоторые сведения получены косвенным образом, путем сравнения и сопоставления с другими культурами. Множество памятников было разграблено конкистадорами и могильными ворами. Большое количество вещей вывезено за пределы Колумбии. Так, немецкий археолог Пройсс в начале ХХ века переправил в Берлин массу ценнейших находок. Сан-агустинцы не рассказали о себе сами, поскольку у них не было письменности, а испанские хронисты, въедливо изучавшие экзотические индейские племена, не посвятили ни одного труда древним жителям юго-запада Колумбии, так как те по неясным причинам сошли с исторической сцены за три века до эпохальной «встречи двух миров» в 1492 году.
Тайны этой культуры, конечно, еще ждут своих расшифровщиков, но, вне всяких сомнений, Сан-Агустин — один из самых крупных драгоценных камней в старинном ожерелье доколумбовых цивилизаций. И предмет особой гордости колумбийцев.
Мигель Паласио,
«Итоги»