Книга написана неизвестными буквами, а рисунки не поддаются идентификации
Один из самых загадочных документов в мире — рукопись Войнича. Эта книга уже долгие годы не дает покоя крупнейшим специалистам по шифрованию, которые заслуженно называют ее Святым Граалем криптографии. Сколько усилий они ни прилагали, так и не смогли прочесть ни строчки из манускрипта, содержащего 240 страниц. Никто пока не смог сказать, о чем он, какой смысл несет в себе, кем и когда был создан. Он написан на непонятном языке неизвестными буквами, а рисунки не поддаются идентификации.
Не похожий ни на что
Таинственный манускрипт представляет собой пергаментную книгу, написанную птичьим пером, с цветными картинками, которую некоторые исследователи уверенно разделяют на несколько глав. В «ботаническом» разделе на каждой странице изображено одно-два растения и несколько абзацев текста, причем растения опознать до сих пор никто не смог. Следующий раздел — «астрономический», содержащий круглые диаграммы с изображениями луны, солнца и звезд. В нем также присутствуют 12 диаграмм, на которых предположительно показаны символы зодиакальных созвездий. В «биологическом» разделе неразрывный текст обтекает изображения тел обнаженных женщин. Они купаются в водоемах, соединенных своеобразным трубопроводом, принимающим форму органов человеческого тела. Следующий раздел — «космологический», содержащий круговые диаграммы и карты совершенно непонятного смысла. Так называемый «фармацевтический» раздел содержит подписанные рисунки неидентифицируемых растений и аптекарских сосудов на полях. В нем также есть немного текста — видимо, рецептов. Заканчивает же книгу глава, состоящая из текста, разделенного на абзацы пометками, похожими на цветки или звезды.
Однако подобное разделение манускрипта на главы совершенно условно. Как рассказала историк Евгения Коровина, которая исследует этот документ, «догадки о содержании рукописи Войнича обычно строятся на основании рисунков в документе». Объективно же рукопись невозможно не только прочитать и проанализировать, но даже и сравнить с чем-то. «Известны средневековые травники и алхимические книги, написанные даже более странными шрифтами, но совокупности ровно такого больше нет ни в одном документе», — подтверждает Евгения Коровина. Практически все алхимические трактаты давно расшифрованы, но ключа к манускрипту Войнича так никто пока и не нашел. В его поисках ученые в том числе обращались и к истории создания этого труда.
Темная история
Как рассказала Евгения Коровина, «доподлинно судьба рукописи Войнича прослеживается с 1921 года, когда она была представлена Михаилом Войничем, мужем Этель Войнич — автора «Овода». В честь первого официального владельца книга и была названа. После смерти Войнича в 1930 году рукопись перешла к его жене, и наконец в 1969 рукопись была отдана в библиотеку Йельского университета, где и находится до сих пор. Все то, что было с рукописью до 1921 года, является лишь предположениями.
Основным источником знаний о владельцах книги служит письмо чешского философа, математика и врача XVII века Иоганна Маркуса Марци, обнародованное Войничем вместе с манускриптом. В этом письме говорилось, что Марци посылает рукопись, ранее принадлежавшую императору Священной Римской империи Рудольфу Второму, одному из исследователей египетского письма Атанасиусу Кирхеру. Сам Рудольф считал, что автором рукописи является английский философ и легендарный алхимик XIII века Роджер Бэкон. Аналогичной версии придерживается и ряд современных исследователей, тем более что за Бэконом числились подобные шалости с письменными работами. Однако другие ученые говорят, что с тем же успехом книгу мог изготовить любой из участников цепочки, например, сам Марци или Войнич. При этом, как утверждает Евгения Коровина, «следует понимать, что рукопись, судя по всему, писалась не одним человеком — можно видеть, что в тексте присутствует 5—8 рук».
Однако ни одна из версий авторства не увязывается с радиоуглеродным анализом бумаги, на которой написан манускрипт. Исследование показало, что она датируется между 1404 и 1438 годами. Роджер Бэкон автором быть в принципе не мог, но более поздние кандидаты имели возможность купить бумагу XV века и написать на ней. Но датировать текст по чернилам не представляется возможным по техническим причинам.
Смысл написанного
Итак, исследователям пришлось работать над рукописью без какой-либо опоры на исторические данные о ней. К тексту применяли лучшие криптографические модели, им занимались и лучшие военные шифровальщики. Но были даны лишь общие характеристики текста из 38 тысяч слов. «В языке рукописи много удвоений и утроений, а также язык каждой из частей книги отличается», — рассказывает Евгения Коровина.
Исследователи смогли выяснить, что письмо, безусловно, алфавитное и содержит от 23 до 40 символов, что слишком мало для слогового или иероглифического письма. В итоге исследователи пришли к трем основным объективным версиям. Первая — это текст на некотором человеческом языке, записанный неизвестным шрифтом. Вторая подразумевала, что помимо неизвестного шрифта создатель манускрипта применил еще и шифрование. Но у этих версий есть одна загвоздка: для расшифровки к тексту пытались применить все известные языки мира, но ни один не подошел на эту роль. Тогда возникла третья версия: это не является текстом. И здесь возникает множество вариантов толкования манускрипта, начиная от того, что это просто орнамент или же глоссолалия — набор бессмысленных слов и их сочетаний, сохраняющих лишь некоторые признаки речи. Просто-напросто мистификация, на чем и сошлись большинство исследователей.
Однако ее опроверг физик Марчело Монтемурро, обнаруживший в рукописи Войнича лингвистическую структуру, несовместимую с гипотезой мистификации. Физик-теоретик применил к тексту одну из сильнейших математических моделей, основанную на поиске слов с наибольшей семантической важностью. В известных языках такие слова группируются в особые кластеры и отличаются наибольшей частотой употребления. При переходе обсуждения с одного предмета на другой частота этих важных слов меняется, а частота служебных конструкций держится на одном уровне. Ученый в рукописи Войнича обнаружил именно такую конструкцию, характерную для естественных языков, и более того — нашел наиболее важные слова. Эти данные, как он считает, как раз опровергают мнение о бессмысленности манускрипта.
Доказав, что текст несет смысл, Монтемурро, тем не менее, не смог сделать главное — раскрыть этот смысл. Шифр не поддался и его математической модели. И кто знает, что даст человечеству прочтение манускрипта — просто разгадку тайны рукописи как таковую или же новые знания о неизвестном прежде языке. Возможно, он приоткроет путь к каким-либо важным знаниям о неизвестных растениях и тайнах Вселенной. Самые отчаянные фантазеры предполагают, что если язык не похож ни на один земной, то текст является посланием некой инопланетной цивилизации, описывающим некую планету и жизнь на ней. Это, конечно, очень смелая гипотеза, но, в конце концов, и наши ученые отправляли в космос зашифрованные данные о земных знаниях.
Мнения
Елена Терешина, доктор биологических наук:
— У рукописи есть скрытый смысл. Если углубиться в очень далекую древность, что автор, скорее всего, и делал, то можно понять, что здесь представлен очень древний праязык, которым пользовались первые Нomo sapiens, поселившиеся на территории Европы. Видимо, человек, писавший манускрипт, обладал некими таблицами с образцами той письменности и очень много времени потратил на изучение знаний тех людей.
Что же касается содержания рукописи, то по рисункам мне совершенно ясно, что там показана картина мира, эволюция, формообразование животных, растений. В целом это оригинальный документ. Автор хотел создать картину мира на основании древних символов. Он считал, что комментариями, непониманием люди извратили древнейшие смыслы. Безусловно, манускрипт был написан алхимиком. Он пытался вычислить фундаментальные законы природы, и, видимо, ему это удалось. Он верил в то, что древние люди их знали.
Алексей Пензенский, кандидат исторических наук, исследователь трудов Нострадамуса:
— В Средние века на самом деле были шифрованные тексты, но логические, алхимические трактаты зашифровывали с определенными целями — закрывать текст от профанов. Они уже почти все расшифрованы. С рукописью Войнича проводился лингвистический анализ, который показал, что по повторяемости значков не прослеживается сходство ни с одним из земных языков, хотя письменность в принципе расшифровать не так сложно, по крайней мере, теоретически. Если не удается, значит, это банально не язык, а абракадабра, надписи, стилизованные под письменность. По-видимому, манускрипт — это игра ума, метод саморазвлечения, придуманный для того, чтобы люди ничего не поняли, выпали в осадок. Если есть желание и время, любой человек может создать подобную письменность, которую никто не сможет расшифровать. Также никто не мешает найти какую-нибудь древнюю чистую бумагу, составить по старым рецептам чернила, написать и продержать год где-нибудь в ужасных условиях.
Сто лет назад такие игры ума были не редкостью. Вряд ли документ старше, потому что если не доказано обратное, то следует манускрипт датировать тем периодом, когда он стал известен. А так владелец может говорить, что его сам Адам написал. Что же касается неземного происхождения текста, то это вряд ли. Сначала мы должны предполагать, что это плод человеческих фантазий, а только потом — что послание инопланетного разума.
Владимир Крючков,
«Итоги»