Те, кто посещал Киев, хоть раз спускался в Ближние пещеры лавры, но мало кто знает, что хранят они еще много тайн.
11 октября православная церковь чтит память Собора преподобных Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Безусловно, святые занимают центральное место в посвященном им дне, однако свой земной подвиг они совершали во вполне конкретном месте – своей обители, изначально полностью находившейся под землей.
Когда мы приходим в лавру поклониться мощам, то проходим по коридорам пещер с белыми стенами, подсветкой и красивыми лампадами, но часть пещер полностью недоступна простому посетителю или паломнику. Далеко не на всех схемах показаны эти «таинственные» участки, разве что пунктиром обозначаются проходы к ним. Собственно, таких закрытых ответвления всего два, и названы они участками «Преподобного Нестора» и «Преподобного Меркурия» — по именам святых, возле мощей которых и размещаются соответствующие проходы. Обнаружены они были во время археологических работ 1978–1979 годов, однако, полноценное исследование этих ответвлений до сих пор не проводилось. Именно с пещер началась тысячелетняя история монастыря, потому, надеемся, что некоторые загадки все же будут разгаданы.
Теперь давайте вкратце поговорим о том, что известно об участках «Преподобного Нестора» и «Преподобного Меркурия».
Изображение Нестора Летописца
Если мы войдем в участок «Преподобного Нестора», то на первых метрах с правой стороны увидим живописное, погрудное изображение святого. Написано оно не на ровной стене, а в углублении – маленькой погребальной нише с двумя лежанками. Сами лежанки не сохранились. Над ними были сделаны аркосолии – аркообразные ниши, в которых и помещались изображения святых. На участке «Преподобного Нестора» сохранилось шесть таких ниш. Изображение Нестора Летописца сильно пострадало, поэтому говорить о его стилистике не представляется возможным.
Однако известно, что роспись стен в пещерах осуществлялась непосредственно по песчанику. Сами росписи были созданы вместе с погребальными нишами, потому время их возникновения исследователи поначалу определяли благодаря надписи на стене: «В лето 1150 ископали место это для положения телес…» Данная надпись размещается над входом в нишу с четырьмя лежанками, но там, где стоит троеточие, она обрывается, что позволило говорить о ее повреждении во время выкапывания самой камеры. Поэтому ее свидетельство относится к более раннему периоду развития пещерного комплекса, когда хоронили братию монастыря в погребальных ямах. Остатки одной из таких ям археологи обнаружили в нескольких метрах к югу от надписи. Отсюда несложно сделать вывод, что росписи создавались уже после 1150 года. Еще нужно добавить, что автор надписи был мастером каллиграфической резьбы, что лишний раз подчеркивает мемориальный характер этой части Ближних пещер.
Исходя из сказанного, может сложиться впечатление, что участок «Преподобного Нестора» создавался исключительно как место для погребения братии. Возможно, на начальном этапе оно так и было, но архитектурное убранство аркосолиев и фрагменты росписей говорят, что это ответвление пещер постепенно стало местом поклонения мощам святых.
Кресты и обвал
Теперь обратим внимание на участок «Преподобного Меркурия». Проход в него не превышает высоты в 1 м 20 см. На одном шестиметровом отрезке стены археологи обнаружили остатки древнерусской плинфы. Из росписей сохранилось изображение четырех крестов, сделанных черной краской по выровненному песчанику. Исследователи полагают, что они были не самостоятельным изображением, а частью орнамента. На противоположной стороне размещается еще один крест – процветший, ветви которого сделаны в виде лилий. И именно такое изображение креста было наиболее почитаемым на Руси и олицетворяло победу креста господнего над смертью. Далее по стене сохранились фрагменты других крестов, что указывает на целый комплекс росписей.
В участке «Преподобного Меркурия» был древний обвал, из-за чего произошло сильное смещение стен. На своде отрезка с плинфой изображены красные линии, которые, предположительно, раньше, до обвала, находились в нижней части стены и представляли собой имитацию мраморной панели.
Датировать время создания описанных элементов росписи достаточно сложно. Некоторые археологи соотносят ее с периодом создания кладки из плинфы – а это домонгольский период, точнее, 30–80-е годы XII столетия. Сложно сказать, для каких целей создавался этот участок Ближних пещер, но его монументальность говорит о сакральном характере.
Место духовного подвига
Таковы эти два «таинственных» места Ближних пещер. Возможно, когда-то они еще дождутся своего исследователя, а может, это и не нужно. Пещеры на протяжении веков были местом духовного подвига, пускай таковыми и остаются, а нам остается молить преподобных об их заступничестве в наши нелегкие времена.
Владимир Долгих, «Православная жизнь» (pravlife.org)