Когда-то полотно для своих нужд каждая семья создавала сама
Огромное разнообразие тканей на прилавках магазинов уже давно не является чем-то уникальным. Текстильная промышленность предлагает покупателям новые и новые виды и расцветки материалов различного состава. Однако так было далеко не всегда. Когда-то тканями каждая семья должна была обеспечить себя сама.
Лен – король тканей
Ткачеством принято считать полный процесс производства материи — от выбора пряжи до финальной обработки ткани, а в более узком смысле – это производство ткани непосредственно на ткацком станке. Впервые ткацкое ремесло появилось во времена каменного века и напоминало, скорее, плетение, а материалами были побеги и листья растений. У индейского племени навахо существует легенда, что их женщины научились ткать у женщины-паука. Женщина-паук рассказала Изменчивой Женщине (другой индейской богине), о том, как это делается, а та, в свою очередь, передала свои знания женщинам навахо.
Основа ткачества – ткацкий станок – появился в Древнем Египте. Он состоял из рамы и нескольких реек, на которые натягивали нити основы, а затем вручную оплетали их нитями, составляющими уток. Принцип сохранился до наших дней, только машины стали более современными, позволяющими создавать самые разнообразные материалы. Но прежде чем заработает станок, нужно было проделать массу другой работы. Сжатый на полях лен доставляли в мастерские, где его сначала оббивали деревянными колотушками. После этой обработки становилось легче снять наружную оболочку со стебля и раздергать стебель на податливые тонкие волокна. Из этих волокон ткали материю, причем выходившая из-под рук египетских мастериц ткань уже в эпоху Древнего царства отличалась разнообразием качества и плотности. Египетский лен, в течение всей древней эпохи славившийся в мире, представлял собой широчайший ассортимент тканей — от грубого циновочного полотна до тончайших газовых материй.
Грубые ткани шли на изготовление парусов, из плохо обработанных волокон мужчины-работники плели веревки. Ткани более высокого качества шли на покрывала и балдахины кроватей. Из простого материала шили набедренные повязки и наголовники для работников хозяйства, а тонкие, превосходной выделки материи, с многонитяной основой, доставались хозяину дома или шли на жертвоприношения в храмы. Очевидно, еще во времена Древнего царства существовало какое-то разделение по ткацким мастерским в хозяйствах различных номов, поскольку хозяйственные записи некоторых чиновников свидетельствуют об обмене между хозяйствами различными тканями.
Революционные станки
Вертикальные ткацкие станки до сих пор сохранились во многих областях и странах Востока и Африки. На них ткут в основном ковры и сложные орнаментальные полотна. Отличием вертикального от горизонтального станка является направление продергивания нитей утка. В вертикальном это направление вертикальное (отсюда и название), а в горизонтальном – горизонтальное, к тому же горизонтальный ткацкий станок позволяет сдвигать готовую материю, что делает возможным производство непрерывной полосы готовой ткани.
Благодаря станкам, мастерицы смогли ткать потрясающей красоты ковры. Кроме индейцев, ткачеством ковров и сейчас занимаются в странах «коврового пояса», в который входят государства Среднего Востока, такие как Иран и Турция; страны Центральной Азии; Марокко в Северной Африке, Китай, Индия и Пакистан. Женщины учатся ткать ковры с самого детства, на изготовление ковра уходят месяцы и даже годы. Изделия служат как для украшения собственного жилища, так и на продажу. Нередко женщина, хорошо владеющая ремеслом, становится источником дохода для своей семьи. Ведь каждый ковер является одновременно ремесленным продуктом и произведением искусства и стоит немалых денег.
Магические полотна
При постепенном распространении ткацких станков по Европе профессия ткача стала очень распространенной. Примерно в XVIII-XIX веках практически каждая хозяйка умела ткать. Для создания тканей в это время использовались натуральные волокна: лен, шерсть, хлопок, шелк из Азии, конопля. Например, в славянских семьях девочку начинали учить прясть, помогать выращивать и обрабатывать лен с 5-6 лет. Ко времени замужества каждая девушка уже умела прясть, ткать, шить и украшать вышивкой одежду. Вплоть до начала ХХ века самую первую спряденную нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити), чтобы она стала искусной мастерицей. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой.
Существовало такое понятие, как «обыденная новина» — ткань, сотканная за ночь. Обыденные ткани ткачихи делали для защиты своей семьи, села — от эпидемий, засухи, града, в знак сопротивления нечистой силе. Женщины села до восхода солнца собирались вместе в одной избе, приносили кудель, пряли нити, сновали основу и ткали полотенце, сохраняя полное молчание. Когда полотенце было готово, его обносили вокруг села, далее служили молебен и жертвовали полотенце церкви или сжигали. Магическую силу полотенце приобретало благодаря быстроте и полной завершенности производства ткачества и символизировало собой процесс создания мира.
Еще в древности славяне отбеливали и окрашивали готовые льняные холсты с помощью разных растений. Например, если дубовую кору залить кипятком и дать настояться, то можно получить краску желто-оливкового или черного (в зависимости от консистенции) цвета. Сок ольхи позволял выкрасить ткани в различные оттенки песочного, светло-коричневого и темно-коричневого цветов. Желтый цвет можно было получить с помощью отвара корней конского щавеля с винным камнем или из листьев щавеля, березы, шелухи лука. Зеленый – из крапивы, цветов дикой яблони, шишек осины. Синий – из коры ясеня, цветов колокольчика, ягод черники. А малиновый и фиолетовый – из ягод ежевики.
Индустриализация сделала домашнее ткачество невостребованным, а создание фабрик перенесло производство ткани на совершенно новый уровень. Новые ткацкие станки позволили создавать сложные узорчатые материи, а развитие химической промышленности постоянно преподносила новинки в виде новых современных волокон и нитей, как смесовых, так и полностью синтетических.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам http://Vce-tkani.ru , http://Femart.livejournal.com , http://Hintfox.com , http://Egyptopedia.info